«Партия регионов собирается внести в «список Царева» 200 иностранцев»

36 иностранным политикам и политологам, причастным к организации в Киеве майдана, должен быть запрещен въезд на Украину. Об этом заявил депутат рады Олег Царев (Партия регионов), обратившийся в украинские правоохранительные органы с требованием утвердить составленный им и одобренный партией список. В него среди прочих включен грузинский экс-президент Михаил Саакашвили. Один из фигурантов перечня, немецкий политолог Андреас Умланд, рассказал «Известиям», что список тех, кого предлагается сделать невъездными на украинскую территорию, гораздо шире — в него якобы могут попасть 200 человек.
— Вы разместили информацию о том, что не 36, а 200 иностранцев будут объявлены нежелательными для Украины персонами. Вам об этом сообщили официально?
— Было заявление инициатора создания списка, депутата Олега Царева. Сейчас в нем 36 человек, но его собираются увеличить. Фактически мы станем невъездными. Сейчас я преподаю в Киеве в университете, но если выеду из страны, не смогу в нее вернуться. Говорили и о том, что люди из «списка Царева» могут быть депортированы решением властей. Я не знаю, кто в нем значится, кроме меня. И я не занимаюсь в Киеве политической деятельностью, а только комментирую в прессе актуальные политические события. Я не организатор нынешних политических событий, хотя и часто критикую внешнюю политику страны. В том числе — и России в отношении Украины. Видимо, именно это не понравилось Цареву.
— Но вы утверждали, и неоднократно, что Украине нужны досрочные выборы. Это могло быть расценено как вмешательство во внутренние дела страны.
— В демократических государствах в таких кризисных ситуациях обычно проводятся выборы. Скажем, как в Германии в 2005 году. На Украине внеочередные выборы не объявлены, и это приводит к непарламентским формам протеста.
— Почему вы и немецкие политологи не критикуете собственное правительство? К примеру, недавно в Германии демонстрацию разогнали водометами. А ведь люди даже не возводили в центре Берлина
баррикады, не захватывали мэрию и не парализовали транспортное движение в
городе.
— Обычно до этого (разгона водометами. — «Известия») не доходит, ситуация настолько не накаляется, и в этом вся, так сказать, загадка демократии. Что касается демонстрации, то это были просто молодые люди, несколько сотен человек, которые бросались камнями. Они были агрессивно настроены, ранили полицейских. Это маленькие радикальные группировки, которые не представлены в парламенте.
— Каковы варианты решения нынешней украинской ситуации?
— Преодоление кризиса осложнено тем, что в этой стране нет доверия к политическим институтам, поэтому трудно разрешить нынешнюю ситуацию с майданом. Ее развитие сейчас сложно предположить.
— Есть ли надежды на решение проблемы через институты гражданского общества?
— Могут появиться совершенно новые формы непарламентского протеста и сопротивления. В конечном счете, я думаю, должна по каким-то критериям произойти перезагрузка политической системы. В этом, конечно, будет принимать участие и Партия регионов. Я говорю не об ее исключении из политических институтов и процессов, а о том, чтобы установить, в чем суть украинской проблемы.