На майдане начали готовить новогодний корпоратив

Майдан просуществует еще минимум месяц. По словам организаторов, они продлили аренду штабных помещений в Доме профсоюзов, расположенном на площади Независимости, еще на 30 дней. Протестующие вполне официально занимают там целый этаж, «производя выплаты федерации профсоюзов из пожертвований». Это, кстати, единственные помещения, которые протестующие не захватили, а используют на вполне законных основаниях.
Соорганизатор майдана, депутат от праворадикальной «Свободы» Михайло Блавацкий заявил, что на площади Независимости в новогоднюю ночь планируется гала-концерт с участием групп Modern Тalking и Pink Floyd. А еще будет фейерверк. И всё это — чтобы «привлечь миллион человек и устрашить власть».
— Это полный бред и популистские заявления, — говорит «Известиям» Ольга Стельмашевская, директор известного украинского агентства «Дель Арте», регулярно привозящего в Киев мировых звезд. — У организаторов майдана нет другого выхода — он, при всей симпатии, уже рассыпается. Названные группы в полном составе уже не существуют. И ни один уважающий себя артист не станет подписывать контракт за неделю до мероприятия.
Подготовка, по словам Стельмашевской, длится минимум полгода.
— Гонорары — от миллиона и выше. Не гривен, — утверждает она. — Ходят еще слухи, что выступит Земфира, но и это нереально — все концерты артистов давно расписаны. Да и что это за музыка для праздника. Это же «спят усталые «титушки» получится.
«Титушками» в Киеве называют сомнительных личностей, прибывших пожить на майдане.
Накануне новогодних праздников киевский протестный майдан, не желающий расходиться, начинает играть в жестокие игры: устраивает самосуд над ворами и намеревается создать свою юридическую систему.
Сейчас дворы вокруг площади стали местами поисков и находок: там валяются выброшенные карманниками пустые кошельки и бумажники, дешевые, непригодные для сбыта мобильники. Нынешний майдан, в отличие от «оранжевого» 2004 года, столкнулся с регулярными случаями воровства и решил бороться с ним самосудом.
Впервые об этом было заявлено со сцены, когда на ней выступал лидер УДАРа Виталий Кличко.
— Мы поймали двух подозрительных, — объявил ведущий.
— Поставьте их где-то, я после разберусь», — сказал боксер Кличко под смех и аплодисменты площади.
Фактически это дало старт формированию системы самосуда. Двух карманников, пойманных в захваченном протестующими здании Киевской городской администрации, окружили плотной толпой, написали у них на лбах слово «ВОР». Аналогичные таблички на украинском «Злодий» повесили на шею. Их поставили на колени и в микрофон заставили извиняться перед народом. Отдельно сообщили, что «эти воры — не наши, западноукраинские, а донбасские». Милиции их не сдали и увели на суд майдана. Тот решил пойманных не бить, а только поставить у позорной стены.
По данным милиции, сейчас на майдан съехались карманники. Каждый день их ловят десятками. Но в милицию организаторы протеста, как правило, не обращаются. Гордятся, что справляются собственным, народным судом, не имеющим ничего общего с той европейской законностью, за которую майдан якобы борется.
Представители МВД предупреждают: в случае самосуда его жертвы имеют право обратиться в милицию, и уголовные дела будут открыты.
— К происходящему невозможно подходить только с одной точки зрения, — говорит «Известиям» киевский юрист Татьяна Котюжинская. — Майдан протестует против милицейского произвола. После попытки зачистки площади к МВД резко испортилось отношение. Поэтому трудно требовать от майдановцев обращений в милицию и в суд, который должен законно действовать и избрать меру пресечения.
По словам Котюжинской, майдан не доверяет и судам, говоря об их коррумпированности.
— Соблюдение законности — это дорога с двусторонним движением. Если власть не слышит гражданское общество, оно создает параллельные органы управления, — говорит она.
— Только что я на майдане стала свидетелем, как две пожилые женщины пытались помешать двум парням написать на стене Главпочтамта оскорбительные лозунги. В ответ парни их обругали и облили горячим кофе. Когда женщины позвали охрану майдана, она сказала, что хлопцы свои, потому что у них есть бейджи-пропуска, — рассказывает украинский киносценарист Мария Старожицкая.
— В государственных помещениях, захваченных протестующими, идет повальное воровство, — рассказывает «Известиям» работница Киевской горадминистрации. — Сначала демонстранты взломали двери пресс-службы и унесли остававшиеся там планшеты и прочую оргтехнику. Потом добрались до финансового отдела. Разгромили, но денег не нашли. Разгром — повод обратиться к милиции. Но она даже в здание не может войти.