Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Политика
Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска после отмены прямых выборов
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Общество
Юрист рассказал о выводе средств коррумпированных чиновников через недвижимость
Общество
Апелляционный военный суд получил жалобы и представление на приговор Дарье Треповой
Общество
Задержан подорвавший машину экс-сотрудника СБУ в Москве украинский агент
Мир
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год
Спорт
Россиянка Вероника Кудерметова вышла во второй круг турнира в Штутгарте
Происшествия
В тюменском селе Ильинка уровень воды в реке Ишим превысил критическое значение
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории

Тю, с глузду съехали?

Философ Сергей Роганов — о том, что объединяет россиян и украинцев
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Всякий раз, когда в Белгороде наиболее рьяные пограничники начинают допытываться о цели моего визита в иностранное государство — Украину, я по-прежнему впадаю в столбняк. Потому что родные Донбасс и Харьков никак не могут быть «иностранными» не только для меня, но и для немалого количества россиян, которые сочли попытки Украины обручиться с Евросоюзом предательством. Да и сам Харьков, сама Восточная Украина особенно не могут спокойно реагировать на подобные демарши украинской власти. Про Крым вообще молчу. И делайте со мной что хотите, но только сойдя с ума, потеряв рассудок/толк — «глузд», можно, например, объявить Емельяна Пугачева национальным героем Украины, выдающимся борцом с поработительницей «незалежной» — российской императрицей Екатериной II. 

Я недолюбливаю историков, ведь единственная доступная история — эта собственные биографии, и так называемых «русских», и тех же «украинцев», и попробуйте их разделить — по живому резать будете?! А уж жонглировать датами и фактами большой истории, растоптав дух, который объединяет наши современные поколения, — так только и воскликнуть: «Тю! Та шо вы говорите?!» «Тю» и «шо» — метки, по которым в любой точке планеты всегда узнаешь харьковчанина и знаменитый харьковский суржик. Я вот жалею, что они постепенно уходят из моего языка в Москве, а ведь в словаре Владимира Даля есть не только «глузд», но и забавное «южное» слово «глуздырь» — «умник, разумник; внасмех, дурень». Вот и поговорим о глуздырях, о тех самых дурнях, которые всё бредят помолвкой Украины с Евросоюзом в пику Москве.

Знаете, уже неважно, кто кого из политиков шантажирует: Европа ли Украину, Россия или «ридна ненька» всех разом, но не будет будущего ни у нас, ни у «незалежной», если все горшки разобьем, да так, что потом не одно поколение будет склеивать. Просто-напросто потому, что никому не удастся это сделать, как ни крути. И дело не в том, что ни одна из постсоциалистических стран Европы или Балтии не может похвастаться никакими особыми успехами благодаря членству в ЕС — райская жизнь с сегодня на завтра ни в одной не наступила, — а в том, что единый славянский народ невозможно уничтожить. А именно этим уничтожением единого целого и грозятся многие глуздыри и от науки, и от политики. Что толку перечислять десятки имен ученых, писателей, художников, которые вышли из Одессы или Киева? Может, уничтожим зал Ильи Репина в харьковском художественном музее — он «с пид Харькова»? Вычеркнем навечно «Сорочинскую ярмарку» и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя? Забудем одессита Леонида Утесова? Михаила Жванецкого? Забудем, что «Киев бомбили, НАМ объявили, что началася война»? НАМ — не русскими и не украинцам, а НАМ! И заодно проклянем харьковского профессора Воробьева, который как раз и бальзамировал труп вождя мирового пролетариата. Продадим еще мумии Григория Котовского и Николая Пирогова — они на Украине лежат. Вы что разорвать хотите? Кого?!

Мой дед, потомок кубанских казаков, приехал 15-летним мальчишкой в Харьков — строить один из советских индустриальных гигантов, ХТЗ, легендарные «Т-34» сходили с конвейеров именно этого завода. Да что только ХТЗ? Харьков — южные ворота некогда огромной страны, столица Советской Украины в 1920-30-е, неофициальная столица Восточной Украины, промышленный гигант — кстати, именно харьковские пиротехники создавали все знаковые, праздничные салюты СССР. Из Харькова — Клавдия Шульженко, Людмила Гурченко, Леонид Быков. В этом городе мой дед встретил мою бабку — украинку. А другой дед приехал работать из Подмосковья в Харьков, там и женился. И таких судеб — тысячи и тысячи.

Студенты воронежского университета рассказали мне о «культурном треугольнике»: Воронеж–Белгород–Харьков, оказывается, «мотнуться» на выходные потусить в одном из городов — плевое дело. Какая там Европа? Если кто-то будет кивать на Западную Украину и Львов — локомотивы венчания с Евросоюзом, то я посмеюсь только. Потому что львовская молодежь давно мягко стебется над всеми «бандеровскими» мифами современных россиян и с улыбкой предложит вам бутерброд «москалик» и отведет в львовский ресторан, где вы окунетесь в атмосферу бандеровского «схорона», — вас даже могут «попытать», если уж охота приколоться. Закарпатье — да там российский дух, несмотря на умопомрачительную закарпатскую кухню и близость к Будапешту, а уж как они умеют с юмором обыгрывать советскую символику во всех своих ресторанчиках, при этом выступая за вечный союз с Россией, так это надо пробовать, видеть и слышать.

Да, уважать суверенитет — святое дело. Уважать не чужие, а наши же культурные традиции Украины, или Малороссии Российского государства — не менее святое дело. Ха, попробуйте в Киеве не зауважать фрески Михаила Врубеля, не вспомнить Михаила Булгакова или обойти стороной домик А. Грина в Крыму и ялтинский дом А. Чехова. Да кто же не будет уважать Григория Сковороду — украинского Сократа? Но я, увы, очень хорошо помню истерию безумия начала 1990-х, когда вдруг взметнулись вопли над Украиной: хватит москалей кормить! А пророссийская часть украинского общества пинала трезубцы и украинскую литературу и попрекала Тараса Шевченко контактами с петербуржцами — Карлом Брюлловым и Василием Жуковским, которые и выкупили украинского поэта и художника из рабства. Спустя 20 лет, отстояв нелепыми границами и таможнями непонятную независимость, мы вновь возвращаемся к вопросу: куда идет Украина? Но в действительности мы все пытаемся ответить на другой вопрос: куда мы идем, славяне?

Комментарии
Прямой эфир