Подложить подушку
Производители автомобилей с выходом каждой новой модели пытаются поразить российского потребителя каким-то сногсшибательным ноу-хау в области обеспечения безопасности. Но для большинства россиян главным в выборе машины остается соотношение цены и качества. В итоге на отечественном рынке представлены все последние модификации систем пассивной и активной безопасности, но интересуют они преимущественно владельцев машин класса «люкс». Остальные удовлетворяются подушками безопасности.
Еще десять лет назад вопросом безопасности автомобиля мало кто интересовался. В первую очередь потому, что большинство автомобилей было примерно «одной весовой категории»: либо советские модели, либо подержанные иномарки, которые при столкновении наносили друг другу примерно одинаковый ущерб. Однако за последние семь–восемь лет ситуация на дорогах изменилась, и о безопасности стали задумываться не только владельцы дорогих иномарок, но и хозяева компактных автомобилей. Производители тут же предложили такое количество разработок систем безопасности, что если поставить их на один автомобиль, то в аварию за его рулем сложно будет попасть даже новичку.
Трудный выбор
Для большинства россиян вопрос безопасности автомобиля все еще связан с количеством подушек безопасности. «Покупатель обычно считает, что чем больше подушек безопасности, тем лучше, – рассказал автоэксперт Алексей Хресин. – Остальное – электронные системы, страхующие от столкновений, материалы из которых сделан автомобиль, – как правило, его не беспокоит. Хотя если раньше люди просто отказывались платить за свою безопасность, то сейчас интерес все-таки появляется».
По его словам, гораздо больше личной безопасности массового покупателя интересует сохранность самого автомобиля. Машина для россиян – все еще предмет роскоши. И владельцы больше озабочены тем, чтобы не потерять автомобиль, а не шансами остаться в случае аварии целыми. Сам рынок страхования диктует такую модель поведения – полный пакет КАСКО в хорошо зарекомендовавшей себя компании в среднем стоит от 40 до 80 тыс. рублей, то есть в месяц за страховку придется выкладывать от 3,5 тыс. до 7 тыс. рублей. Эта сумма соразмерна выплатам по кредитам. Поэтому гораздо большей популярностью пользуются противоугонные устройства, а не системы безопасности. «У нас страховым компаниям не особо доверяют, и, если человеку предложить пару дополнительных функций безопасности и абсолютно новую охранную систему, я уверен, 100% предпочтут последнее», – считает эксперт по автострахованию Павел Ляменков.
Тем не менее в последнее время среди российских покупателей появилась новая тенденция – смотреть на рейтинг безопасности автомобилей. «Безопасность и технологии производства кузовов, различные рейтинги клиентами учитываются все чаще, но основные пожелания все-таки касаются количества подушек безопасности», – отметил Владимир Набиев, генеральный директор «Энви Моторс».
Этот фактор часто становится определяющим при выборе автомобиля для не очень опытных покупателей. Более продвинутые в техническом плане клиенты учитывают уже несколько показателей, начиная от конструкции кузовов и заканчивая электронными системами. Есть и клиенты, для которых безопасность принципиальна при выборе автомобиля. Они, в большинстве своем, уже побывали в ДТП, и их интересуют активные системы безопасности, системы поддержки безопасности и предупреждения нештатных ситуаций на дороге.
С оглядкой на рейтинг
В Европе в прошлом году, например, из 36 моделей автомобилей разных производителей, прошедших испытания и поступивших на рынок, абсолютным лидером стал Ford. Компакт-вен Ford B-Max получил первое место в своей категории, Ford Kugа обогнал конкурентов среди кроссоверов, а лидером в классе коммерческих автомобилей стал Ford Transit. Европейцы утверждают, что для них уровень безопасности водителей и пассажиров является самым главным показателем при выборе машины. Производители пользуются этим и стараются напичкать автомобили высокотехнологичными системами, которые должны, по их замыслу, значительно снизить уровень смертности на дорогах. «В России тоже стали обращать внимание на «звездочки» в рейтинге безопасности, – отметил Павел Ляменков. – Но рейтинги – это критерий весьма условный, любой автомобиль можно «настроить» так, чтобы он подходил под требования этих рейтингов. Для привлечения покупателей некоторые компании прямо в автосалонах показывают различные навороты – автоматическое торможение или еще что-то в этом духе. Или вообще позиционируют свою продукцию как самую безопасную, хотя их уровень ничем не превышает разработок конкурентов».

В нашей стране вопросы безопасности чаще всего интересуют тех, кто хочет потратиться на семейный автомобиль или на «супер-мини». И в этих сегментах разворачивается настоящая война за клиента. По итогам прошлого года самой безопасной моделью «мини» стала Renault Clio. В категории семейных автомобилей – седан BMW 3. При этом самым безопасным среди компактных семейных машин был признан Volvo V40. Разработчики Volvo удивили даже видавших многое экспертов: они создали подушку безопасности для пешеходов.
Покупатели компактных машин, по словам экспертов, во всем мире являются самыми падкими на различные ноу-хау. И российские автомобилисты не исключение. Хотя полный комплект электроники и разработок вроде надувных «груш» под колесами, которые при попадании под фуру или крупногабаритный автомобиль не дают срезать крышу «мини-мобиля», увеличивает стоимость машины на десятки тысяч рублей.
Актуально, но дорого
Многие европейские, американские и японские рейтинги безопасности не актуальны в России, так как ряд моделей-лидеров у нас не продается. Поэтому на российский рынок часто попадают не сами автомобили, а новейшие элементы их систем безопасности. «Конечно, при разработке систем безопасности учитывается множество факторов, в том числе и те, которые связаны с комфортом управления, чтобы водитель меньше уставал за рулем, – рассуждает Андрей Гордасевич, пресс-секретарь Volkswagen в России. – У внедорожников есть несколько систем – ассистентов водителя, которые используются, например, когда ты едешь в гору и внезапно останавливаешься. Владельцы джипов хорошо знают, что машину может потащить назад, а из-за высокого центра тяжести еще и развернуть боком. Но система съезда активируется автоматически, и машина буквально приклеивается к склону».
Сегодня среди покупателей ряда иномарок (как правило, далеко не бюджетных) наибольшей популярностью пользуются системы, помогающие при перестроении на другую полосу, датчики предотвращения аварии. Состоятельных россиян интересуют системы, останавливающие машину, если у водителя происходит сердечный приступ или снижается концентрация внимания. «Последние разработки позволяют определять состояние водителя, степень его усталости с помощью фиксации движения рук, датчиков на руле и камер-сенсоров, – подчеркнул Андрей Гордасевич. – Проще говоря, машина дает сигнал о потенциальной опасности и опекает водителя».
Среди покупателей среднего класса популярны автоматическая парковка и системы ночного видения. «Системы ночного видения, радары, определяющие дистанцию, автоматическое торможение или ускорение – многое из этого было недоступно большинству автовладельцев еще несколько лет назад, – говорит Алексей Хресин. – Но как только разработка начинает «спускаться» сверху вниз – от дорогих моделей к более бюджетным, падает и ее цена».
В ближайшее время на всех автомобилях, выпущенных в России, будут в обязательном порядке установлены системы отслеживания обстановки на дорогах. «Все российские производители соблюдают технический регламент. И к 80% автомобилей, собранных в России, придраться в этом плане невозможно. Правила, введенные для европейских автоконцернов, работают и у нас, – комментирует ситуацию Игорь Коровкин, исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России». – Обязательно будет использована на наших автомобилях и привязка к системе ГЛОНАСС, которая позволит определять аварийную ситуацию на дорогах и предупреждать водителя».
Нет предела для совершенства
Мировые производители автомобилей продолжают бороться друг с другом и сейчас активно продвигают новый тренд – безопасность. И пока в России покупатели бюджетных авто только «осваивают» четыре, иногда – шесть подушек безопасности, европейцы стремятся покупать машины, которые безвредны не только для водителей и пассажиров, но и для окружающих машин и людей.
«Новым трендом в сегменте безопасности становится система торможения: разработки антиблокировочных систем, систем распределения тормозов и экстренного торможения, – полагает Владимир Набиев. – Покупатели уже ждут этих новшеств в базовых моделях». Конкуренция на этом рынке высокая, и требованиям клиентов уделяется большое внимание. Требуемый минимум – наличие двух подушек – считается уже недостаточным, и такие автомобили автоматически попадают в эконом-класс. Потому многие готовы доплатить, чтобы чувствовать себя на дороге спокойно.
Понятно, что рано или поздно вопрос безопасности станет первостепенным для россиян, требования к машинам будут такими же, как и в Европе, а лет через десять даже на самом бюджетном автомобиле будет стоять система защиты пешехода от наезда. Но сегодня эксперты в один голос утверждают, что большая часть россиян не станет тратить лишние деньги на подобные новшества. «На Западе у водителя высокий уровень ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих. В России – не так. Отсюда количество жертв на дорогах. А судя по тому, насколько плохо люди разбираются в системах безопасности и как они водят, то вряд ли будут платить за потенциальную возможность выжить во время аварии», – считает Павел Ляменков.
Но если бы ситуация с зарплатами и ценами на автомобили в России была такой же, как в Европе, наверное, даже самый безответственный отечественный водитель не отказался бы поставить на свою машину камеры обзора на 360 градусов, систему обмена информацией между автомобилями, радары и прочие последние разработки, которые обезопасили бы его на дороге. Так что скорее всего не страсть к быстрой езде, а экономика определяет отношение россиян к системам безопасности.