Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили 11 украинских дронов над территорией России за пять часов
Мир
Сырский высказался о территориальном вопросе в переговорах по Украине
Мир
Жители Одессы разбили автобус сотрудников ТЦК для спасения мобилизованных
Мир
Во Франции указали на отстранение США Европы из переговоров по Украине
Мир
Зеленский вновь потребовал у Запада дополнительную военную помощь
Мир
Глава МИД Турции указал на наличие у РФ причин не доверять никому
Мир
Зеленский сообщил Рютте о переговорах представителей Украины и США
Общество
Мошенники украли у пенсионера 48 млн рублей под видом замены счета
Общество
Сын актера Бориса Щербакова Василий опроверг информацию о госпитализации отца
Спорт
Расселл стал лучшим в первой практике Гран-при Абу-Даби «Формулы-1»
Общество
Гособвинение запросило для обвиняемых в убийстве Бентли сроки от 1,5 до 15 лет
Общество
Начальника колонии в Ленобласти задержали по делу о взятках
Общество
Россиян предупредили о новой схеме мошенничества с фотографиями в сообщениях
Общество
На ЗАЭС восстановили стабильное энергоснабжение
Мир
Путин и Жапаров подтвердили крепкую дружбу и союзничество России и Киргизии
Мир
В Польше включили ложную тревогу из-за ситуации на Украине
Мир
Сырский призвал Европу быть готовой самостоятельно оказать помощь Украине

«Народ на войне» вышел в полной версии

Литературный детектив Софьи Федорченко охватывает события Первой мировой, революции и Гражданской войны
0
«Народ на войне» вышел в полной версии
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Историю книги «Народ на войне» можно отнести к литературным детективам. Ее автор Софья Федорченко родилась в 1880 году в Петербурге, матерью девочки была французская цыганка. В ранние годы она воспитывалась в крестьянской семье во Владимирской губернии, затем — в семье отчима в Париже, много путешествовала по России, училась в Киевском университете на юридическом факультете. «Мультикультурное дитя», как бы сейчас сказали.

В 1914-м, то есть уже во вполне зрелом возрасте, Софья отправляется на фронт сестрой милосердия. И в 1917-м публикует книгу «Народ на войне: Фронтовые записи».

«Материалы для этой книги собраны мною на фронте... — утверждает автор. — В большинстве это беседы солдат между собой... я записала некоторые песни про войну, сказки, заговоры, предания».

Книга очень быстро становится бестселлером, обязательным к прочтению: шквал положительных рецензий, переиздания. Писатели-современники активно используют материал «Народа на войне» в своих сочинениях. В частности, в трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам» можно обнаружить заимствования из Федорченко. В то время никто не воспринимал это как плагиат, ведь материал, по словам автора, был документальным.

Вторая часть «Народа на войне», посвященная революционным годам, вышла в 1925-м. Она также имела успех, и автор приступила к созданию третьего тома — о Гражданской войне. Все изменилось в одночасье: в 1928 году Софья Федорченко призналась, что записей непосредственно на фронте она не делала, и обе первые части были написаны по памяти или даже под впечатлением от увиденного и услышанного.

По позднейшим воспоминаниям можно попытаться реконструировать творческий процесс начинающего автора: сначала Федорченко хотела просто рассказать правду о войне в форме дневниковых записей от первого лица, но ей было мучительно неловко «якать» — в то время как она хотела «сказать о других». Пробовала романную форму — не вышло. Лирическим героем книги должен был стать «простой народ»; так и родилась форма народного многоголосья. Весьма неожиданная и модернистская.

Проблема же заключалась в том, что признавшись в своей, надо думать, не злонамеренной мистификации, Федорченко выставила писательский и журналистский бомонд своего времени людьми, не способными отличить подлинный фольклор от его творческой имитации, пусть без сомнения талантливой.

Демьян Бедный выступил в «Известиях» с гневной отповедью «Мистификаторы и фальсификаторы — не литераторы. О Софье Федорченко». Пишущая братия, готовая приветствовать ее как героиню — собирательницу фольклора, отвернулась от Федорченко, как от писателя.

Неожиданную поддержку книга нашла у режиссера Сергея Эйзенштейна, которому пришлась по душе ее модернистская структура и «кинематографизм» — в этом качестве он даже сравнил «Народ на войне» с «Улиссом» Джойса. Как бы то ни было, третья часть книги, «Гражданская война», увидела свет спустя  годы после смерти писательницы, в 1983-м.      

Что же такое «Народ на войне» сегодня? Во-первых, бесценное свидетельство талантливого очевидца — в литературной одаренности Федорченко нет никаких сомнений. От иных миниатюр — книга собрана из рассказов, побасенок — волосы встают дыбом. Как, например, от историй девочек, предлагающих себя солдатам за хлеб, или реплики служивого, который забирает краюху у спящего близ дороги ребенка.

Во-вторых, это своего рода роман романов, скопище сюжетов — от мерзейших до героических.

В-третьих, по замечанию знаменитого слависта Александра Панченко, автора вступительной статьи к изданию, это «примечательная часть конструкций, при помощи которых образованные элиты в России XIX–XX веков пытались вообразить и репрезентировать «безмолвствующее большинство» — неуловимый, пугающий и притязательный «русский народ», своего рода «смутный объект желания» интеллигентов и самовластных правителей».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир