Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Народ на войне» вышел в полной версии

Литературный детектив Софьи Федорченко охватывает события Первой мировой, революции и Гражданской войны
0
«Народ на войне» вышел в полной версии
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Историю книги «Народ на войне» можно отнести к литературным детективам. Ее автор Софья Федорченко родилась в 1880 году в Петербурге, матерью девочки была французская цыганка. В ранние годы она воспитывалась в крестьянской семье во Владимирской губернии, затем — в семье отчима в Париже, много путешествовала по России, училась в Киевском университете на юридическом факультете. «Мультикультурное дитя», как бы сейчас сказали.

В 1914-м, то есть уже во вполне зрелом возрасте, Софья отправляется на фронт сестрой милосердия. И в 1917-м публикует книгу «Народ на войне: Фронтовые записи».

«Материалы для этой книги собраны мною на фронте... — утверждает автор. — В большинстве это беседы солдат между собой... я записала некоторые песни про войну, сказки, заговоры, предания».

Книга очень быстро становится бестселлером, обязательным к прочтению: шквал положительных рецензий, переиздания. Писатели-современники активно используют материал «Народа на войне» в своих сочинениях. В частности, в трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам» можно обнаружить заимствования из Федорченко. В то время никто не воспринимал это как плагиат, ведь материал, по словам автора, был документальным.

Вторая часть «Народа на войне», посвященная революционным годам, вышла в 1925-м. Она также имела успех, и автор приступила к созданию третьего тома — о Гражданской войне. Все изменилось в одночасье: в 1928 году Софья Федорченко призналась, что записей непосредственно на фронте она не делала, и обе первые части были написаны по памяти или даже под впечатлением от увиденного и услышанного.

По позднейшим воспоминаниям можно попытаться реконструировать творческий процесс начинающего автора: сначала Федорченко хотела просто рассказать правду о войне в форме дневниковых записей от первого лица, но ей было мучительно неловко «якать» — в то время как она хотела «сказать о других». Пробовала романную форму — не вышло. Лирическим героем книги должен был стать «простой народ»; так и родилась форма народного многоголосья. Весьма неожиданная и модернистская.

Проблема же заключалась в том, что признавшись в своей, надо думать, не злонамеренной мистификации, Федорченко выставила писательский и журналистский бомонд своего времени людьми, не способными отличить подлинный фольклор от его творческой имитации, пусть без сомнения талантливой.

Демьян Бедный выступил в «Известиях» с гневной отповедью «Мистификаторы и фальсификаторы — не литераторы. О Софье Федорченко». Пишущая братия, готовая приветствовать ее как героиню — собирательницу фольклора, отвернулась от Федорченко, как от писателя.

Неожиданную поддержку книга нашла у режиссера Сергея Эйзенштейна, которому пришлась по душе ее модернистская структура и «кинематографизм» — в этом качестве он даже сравнил «Народ на войне» с «Улиссом» Джойса. Как бы то ни было, третья часть книги, «Гражданская война», увидела свет спустя  годы после смерти писательницы, в 1983-м.      

Что же такое «Народ на войне» сегодня? Во-первых, бесценное свидетельство талантливого очевидца — в литературной одаренности Федорченко нет никаких сомнений. От иных миниатюр — книга собрана из рассказов, побасенок — волосы встают дыбом. Как, например, от историй девочек, предлагающих себя солдатам за хлеб, или реплики служивого, который забирает краюху у спящего близ дороги ребенка.

Во-вторых, это своего рода роман романов, скопище сюжетов — от мерзейших до героических.

В-третьих, по замечанию знаменитого слависта Александра Панченко, автора вступительной статьи к изданию, это «примечательная часть конструкций, при помощи которых образованные элиты в России XIX–XX веков пытались вообразить и репрезентировать «безмолвствующее большинство» — неуловимый, пугающий и притязательный «русский народ», своего рода «смутный объект желания» интеллигентов и самовластных правителей».

Комментарии
Прямой эфир