Знакомясь с очередной новостью о громком футбольном трансфере или приобретении целого клуба, невольно вспоминаешь диалог между легендарным тренером Брайаном Клафом и владельцем клуба «Лидс», который имел место в фильме «Проклятый Юнайтед». Клаф уведомляет босса о покупке игрока за £4 тыс. и обеспечении его жалованьем в £800. Не в день — в месяц. И нужно видеть возмущение хозяина клуба — человека далеко не бедного. С тех времен минуло почти 50 лет, и расценки существенно изменились. Тот же Криштиану Роналду с контрактом в €16 млн за сезон зарабатывает £4 тыс. всего за два часа. Даже когда спит. Но несмотря на цифры из раздела астрономии, активность на футбольном рынке не снижается, а только растет. Отсюда и пословица: «Современный футбол — это когда два миллиардера наблюдают за тем, как играют 22 миллионера».
Особенно эта забава распространена в среде арабских шейхов, которые сами стать звездами мирового футбола не стремятся в силу отсутствия желания и традиций, а иметь в активе известный футбольный клуб позволить себе вполне могут. В России с шейхами не густо, но с амбициями и желанием выделиться всё в полном порядке. Старт российской гонке по вложениям денег в западные футбольные клубы дал Роман Абрамович, 10 лет назад протянувший руку лондонскому клубу «Челси». Три чемпионских титула на туманном Альбионе, два главных трофея Лиги чемпионов, любовь английских и российских болельщиков, а также масса вопросов. И главный из них: «Почему деньги ушли в Великобританию, а не остались в России и не были направлены на развитие нашего футбола?» Абрамович, будучи человеком неразговорчивым, решил ответить делом и открыл фонд «Национальная академия футбола». И пусть за 10 лет работы самым заметным выпускником стал лишь Алан Дзагоев, дело было благое. Почему было? Потому что Роман Абрамович финансирование свернул с формулировкой: «Задача выполнена». Но оставил на память 140 построенных футбольных полей и оплаченные контракты меркантильных голландцев Хиддинка и Адвоката.
А вот другие игроки европейского футбольного рынка из России в память о себе оставят разве что попытки следовать примеру Абрамовича. Буквально на днях была завершена сделка по приобретению контрольного пакета акций голландского клуба «Витесс» другом Романа Аркадьича бизнесменом Александром Чигиринским. И сделка по нашим временам настолько трогательная, что нельзя не умилиться. Дело в том, что контрольный пакет принадлежал бывшему президенту Федерации футбола Грузии Мерабу Жвания. А Мераб Жвания дружит с Чигиринским, решившим помочь и близкому человеку и голландскому клубу одновременно. Красивый шаг, но откуда такая любовь к голландскому футбольному первенству? Уверен, что ответ на поверхности: амбиции и вывод активов. Навскидку можно перечислить минимум 8–10 российских бизнесменов, которые вкладывались в английские, итальянские, швейцарские и французские клубы отнюдь не из любви к чемпионатам этих стран.
А вот желающих вложиться в футбол российский не так-то уж и много. На слуху фамилии Гинера, Федуна, братьев Ротенбергов, являющихся владельцами клубов из верхней части турнирной таблицы. Была еще неудачная попытка Сулеймана Керимова сделать суперклуб из «Анжи», наполнив его дорогостоящими и не всегда благодарными легионерами. Сейчас команда обретается на последнем месте турнирной таблицы, «Дикая дивизия» совсем одичала и требует назад деньги за абонементы, а коллектив вполне могут продать. Стоит вспомнить и не увенчавшиеся успехом потуги по спасению «Томи» или тех же самарских «крылышек», у которых элементарно не было средств на продолжение выступлений в премьер-лиге. В те дни болельщики практически всех клубов российского чемпионата недобрым словом поминали олигархов, финансирующих европейские команды. С такой оценкой согласиться нельзя. Уж больно всё это напоминало известную переписку с одного из кулинарных форумов: «Скажите, а тарталетки с чёрной икрой нужно смазывать маслом?» — «Да, будьте вы все прокляты!»
Честно заработанные деньги, если они действительно заработаны честно, бизнесмен волен тратить так, как ему заблагорассудится. Но, учитывая положение дел в детском и юношеском футболе России, стоило бы ввести своеобразный налог при приобретении футбольной команды из другой страны, отчисления с которого будут направлены на воспитание доморощенных талантов, а не на покупку легионеров.