Музейно-туристический кластер в Подмосковье откладывается
Проект масштабного историко-туристского кластера, который мог появиться на территории исторического заповедника «Горки Ленинские» в Подмосковье, не получается реализовать из-за земельного конфликта. Об этом «Известиям» рассказал директор заповедника Игорь Конышев. По мнению руководителей учреждения, земли заповедника были переданы Москве незаконно. Cтоличные власти утверждают обратное. Заявления с требованием вернуть территорию под юрисдикцию администрации заповедника были направлены администрацией Горок в правительство и Генпрокуратуру.
— В 1972 году Совет министров РСФСР принял постановление о создании государственного исторического заповедника «Горки Ленинские», — рассказал Конышев. — Через два года было создано предприятие по обслуживанию заповедника — «Леспаркхоз». Тогда же существовал зеленый охранный пояс вокруг Москвы, который, конечно же, контролировался столицей. После развала Советского Союза заповедник остался на территории Московской области. То есть в соответствии с федеральным законодательством Москва никогда не имела никаких прав на эти территории, однако в прошлом году заповедник передали в бессрочное пользование столичному департаменту природопользования.
Конышев уверен, что земля заповедника перешла городу неправомерно.
— Есть два документа: постановление правительства Москвы и акт приема-передачи, но не между РФ и Москвой, а между «Леспаркхозом» и столичной мэрией, — рассказал директор. — Кстати, и свидетельство о постановке на кадастровый учет было получено позже, чем было принято решение о передаче земли Москве.
По словам директора, Горки являются единственным заповедником на территории области, находящимся под юрисдикцией Москвы.
— Горки находятся всего в 10 км от южной границы города, — объяснил Конышев. — Мы планировали реализовать на территории заповедника проект федерального музея-заповедника, который подразумевает логичное развитие территории в сторону создания элементов туристической инфраструктуры. На территории много памятников, но есть и хозяйственные постройки — вот на их базе можно было бы сделать места, где туристы могли бы отдохнуть и перекусить. В самом заповеднике есть площадки, на которых можно было бы создавать исторические реконструкции, как в Бородино.
Как утверждает директор, после перехода земли Москве реализовывать что-либо на территории стало крайне сложно.
— Принятие решений по всему, что касается даже временных экспозиций, зданий и сооружений, отдается тому, за кем закреплено право бессрочного пользования, в данном случае департаменту природопользования, — отметил Конышев. — И получается так, что Москва препятствует развитию территории как музейного кластера. Мы построили уличную экспозицию, поставили памятники, попытались закрепить стенды. Об этом узнали в департаменте, был скандал, приехали представители полиции, департамента природопользования и запретили нам трогать территорию. Теперь мы не можем ни отреставрировать старую дорожку, ни построить новую.
В пресс-службе департамента природопользования отметили, что земельный участок площадью 2348,4 га поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован на праве бессрочного пользования за государственным природоохранным бюджетным учреждением города Москвы «Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы» на основании решений суда. В пресс-службе также добавили, что на ближайшие годы запланирована реализация проекта по благоустройству территории природно-исторического заповедника, а также реставрация прудов и находящегося здесь памятника архитектуры XIX века «Грот».
Начальник территориального природного подразделения «Горки» управления ООПТ по ЮЗАО и ЦАО Владимир Медведев заявил, что развивать заповедник администрации музейного комплекса никто не мешает.
— Они делают что хотят, информация о том, что кто-то запрещает что-то организовывать и проводить, неверна. И киносъемки ведут, сцены настраивают, какие-то выставки проводят, сейчас к общежитию вход строят без нашего ведома. Всё дело в том, что территория не оформлена, она находится под нашей юрисдикцией, а администрация хотела бы получить ее в собственность, только зачем, для каких целей — непонятно.
Юрист Илья Свиридов напоминает, что часто земельные споры возникают из-за недостатка правовой грамотности.
— Земельное законодательство самое сложное. Специалистов, которые реально разбираются в нем, очень мало, из-за этого возникают проблемы, когда даже решения властей могут противоречить закону. Такие случаи не единичны на территории Москвы. Некоторое время назад на северо-западе города в местечке Юрово предоставлялись участки для строительства жилых домов, где их и начали возводить, люди купили квартиры. Но через некоторое время департамент природопользования присвоил территории статус памятника, где ничего строить нельзя, — люди решают проблемы с жильем до сих пор. Для разрешения спора по заповеднику необходимо собрать комиссию юристов, которые помогли бы разрешить спор, кому и на каких основаниях должна принадлежать земля.
Сопредседатель экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк считает, что туристов вообще не следует привлекать на природоохранные территории.
— Любые места для отдыха и развлечений привлекают в заповедник людей, — отметил эксперт. — Они наносят вред окружающей среде, даже если ведут себя культурно. Любая хозяйственная деятельность приводит к тому, что вытаптывается трава, вырубаются деревья под постройки. Природоохранные территории потому и носят такой статус, они в принципе нужны для того, чтобы в городе и вокруг города сохранялись зеленые зоны, благодаря которым люди могут дышать. Конечно, если есть отдельная заасфальтированная территория, на ней можно создавать развлекательную инфраструктуру, но в рамках одного заповедника будет сложно отделить эту зону от общей территории.