Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
В Совфеде россиян призвали проверить свои iPhone на наличие вирусов
Происшествия
Шестнадцать человек пострадали при столкновении 12 авто в Санкт-Петербурге
Мир
Крупнейшие в этом году учения НАТО на Балтике стартуют в Эстонии
Политика
В Крыму объяснили значение нового статуса Азовского моря
Мир
YouTube перестал удалять фейковый контент о прошлых выборах в США
Мир
Толпа на фестивале СДПГ обвинила канцлера ФРГ Шольца в разжигании войны на Украине
Мир
Путин выразил соболезнования премьеру Индии из-за столкновения поездов
Мир
Пентагон обвинил КНР в совершении «опасных маневров» по отношению к самолетам США
Спорт
Юношеская команда «Зенит» выиграла Кубок БРИКС по футболу
Мир
В Аргентине зафиксировали землетрясение магнитудой 5,1
Мир
Боррель предрек окончание конфликта на Украине за несколько недель без помощи Запада
Мир
Премьер Люксембурга неприличным жестом велел Зеленскому замолчать

Мариинский театр сомневается, стоит ли платить Михаилу Шемякину

В театре нет единого мнения о том, достоин ли художник гонорара за оформление в 2006 году вечера одноактных балетов
0
Мариинский театр сомневается, стоит ли платить Михаилу Шемякину
Сцена из балета «Весна священная». Фото: РИА НОВОСТИ/Сергей Компанийченко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Валерий Гергиев не будет выплачивать Михаилу Шемякину гонорар за художественное оформление триптиха одноактных балетов, поставленного в Мариинском театре в 2006 году («Метафизика» на музыку Прокофьева, «Кроткая» на музыку Рахманинова и «Весна священная» Стравинского). Об этом «Известиям» сообщил тщетно добивавшийся расчета художник.

— Юрист Мариинского театра Елена Мочалова на днях передала мне слова Гергиева: «Шемякин ничего не получит». Я ответил ей: «До встречи в суде». Сейчас я готовлю документацию для двух моих адвокатов: российского и американского. Второй — это знаменитый американский юрист, работавший с Джеффри Кунсом и другими охламонами, включая меня. Я начинаю официальный процесс, потому что это уже перехлестнуло через край, — сказал Михаил Шемякин.

Открытый конфликт Шемякина и Гергиева длится с конца августа, когда художник публично заявил о своих финансовых потерях, указав на худрука Мариинки в качестве их виновника.

Официальных комментариев от Мариинского театра не последовало — пресс-секретарь Оксана Токранова сослалась на период отпусков. Ныне в ответ на многочисленные запросы «Известий» пресс-служба Мариинки фактически дезавуировала сообщение своего юриста Михаилу Шемякину, заявив следующее:

— Окончательное решение по гонорару Шемякина еще не принято. В настоящий момент все спорные вопросы, связанные с М.М. Шемякиным, поручены для рассмотрения первому заместителю художественного руководителя-директора Мариинского театра Ю.А. Шварцкопфу. Только он уполномочен высказываться по этому поводу. Ситуация рассматривается подробнейшим образом, о результатах Михаилу Михайловичу будет сообщено. 

Валерий Гергиев на момент сдачи статьи был недоступен для комментариев. Ранее он отметил, что считает балетный триптих Шемякина неудачей как самого художника, так и Мариинского театра.

— Пресса разнесла хореографию Донвены Пандурски, но я не отвечаю за хореографию — какого хореографа мне дали, с тем и работаю, — парировал Михаил Шемякин. — Я предлагал Гергиеву сменить балетмейстера и сделать новый спектакль с теми же декорациями. Он соглашался, но ничего не происходило. 

По словам Шемякина, финансовый конфликт возник из-за того, что он и Гергиев, будучи друзьями, всегда подписывали контракты постфактум.

— Мы с Валерой дружили, он иногда останавливался у меня, ночевал, — вспоминает Шемякин. — Когда я спрашивал про контракт, он отвечал: «Мишка, о чем мы говорим, потом, потом, завтра подпишу». Я ждал завтра, ждал год, два, пять, семь.

По словам художника, вместо гонорара худрук Мариинки предложил ему забрать декорации и костюмы, но с тем условием, что они никогда не появятся ни в одном другом театре. Шемякин счел это условие неприемлемым, пояснив, что ему «просто негде выставлять 20-метровые декорации».

Не ограничиваясь личными финансовыми претензиями, Шемякин упрекает бывшего партнера в несправедливом распределении денег в театре.

— У нас постоянно были споры, и он, конечно, терпел от меня очень многое. Я единственный, кто мог ругаться с ним, ратуя за то, чтобы он относился к сотрудникам театра по-человечески. В отношении денег для себя он очень щедр — выписывает себе миллионы за фестивали. А когда технолог, работавший в театре днями и ночами, попросил у него прибавку к зарплате в 500 рублей, то получил отказ в резкой форме. Специалист ушел из театра, но потом Гергиеву пришлось снова его принять, потому что замены не нашлось.

Михаил Шемякин отмечает, что его отношения с самым известным российским дирижером резко ухудшились после того, как он выступил с критикой проекта Новой сцены Мариинского театра.

— Я открыто высказался против Мариинки-2, — напомнил «Известиям» Шемякин. — Считаю, что на этом месте вообще ничего не должно быть. Да, Валера мне друг, но Петербург дороже. После этого он на меня кричал: «Я тебя уволю». Забыл о том, что я не работаю у него в театре.

«Известия» опросили нескольких авторов, работавших в Мариинке в последние годы. Оказалось, что единого стандарта оформления творческого сотрудничества у Мариинского театра нет.

— Контракты оформлялись, как положено, — сказал режиссер Василий Бархатов.

— Все было подписано вовремя и без проблем, — заключил его коллега Дмитрий Бертман и добавил, что «люди приходят в Мариинский театр не для заработка, там важнее задачи творческие». 

Первоначально так думал и композитор Сергей Слонимский — автор второго шемякинского балета «Волшебный орех». Он вообще не заключал контракт с театром. За одноактную версию балета ему платил Фонд Шемякина, а вторую, полнометражную, он согласился написать бесплатно, рассчитывая на достойные авторские отчисления.

— Мои ожидания оправдались: спектакль давал стопроцентный кассовый сбор, и авторские за один вечер равнялись моей зарплате профессора консерватории за несколько месяцев, — пояснил Слонимский.

— Но балет шел только 2–3 раза в сезон, а сейчас, когда я выступил против идеи Валерия Гергиева объединить культурные учреждения в Центр искусств, уверен, что «Волшебный орех» вообще исчезнет из афиши, — добавил композитор.

Михаил Шемякин выполнил художественное оформление трех балетных спектаклей Мариинского театра. Самым успешным был первый опыт сотрудничества Шемякина и Гергиева — «Щелкунчик» 2001 года в хореографии Кирилла Симонова. В 2005-м художник поставил «приквел» к балету Чайковского — «Волшебный орех» с музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски. Через год Пандурски стала хореографом последнего проекта Шемякина в Мариинке — вечера одноактных балетов.

Вскоре после премьеры Валерий Гергиев снял шемякинский триптих одноактных балетов с репертуара. Остальные два спектакля пока числятся в списке «действующих», но в сезоне-2013/14 ни один из них, согласно данным официального сайта Мариинского театра, не увидит сцены.

Комментарии
Прямой эфир