Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил православных христиан с Пасхой
Мир
СМИ узнали о готовности ХАМАС к сделке по прекращению огня с Израилем
Общество
В Ростовской области начали проверку из-за схода секций электровоза грузопоезда
Мир
Израильская полиция задержала охрану греческого консула в храме в Иерусалиме
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь и порывистый ветер в Москве 5 мая
Общество
Правительство утвердило создание комиссий по противодействию нелегальной занятости
Мир
Захарова пообещала ответ РФ на враждебные действия со стороны Прибалтики
Мир
Макрон заявил о необходимости сохранять возможность переговоров с Россией
Армия
Зенитчики ВС РФ уничтожили над Херсонской областью ударный беспилотник Warmate
Мир
На Украине подтвердили попытки бегства уклонистов в Молдавию
Мир
В Нью-Йорке прошло шествие в память о ветеранах Второй мировой войны
Мир
В Белом доме признали невозможность военной помощи США Украине остановить Россию
Армия
Ремонтники группировки «Восток» пополнили парк трофейной техники танком Т-64 ВСУ
Мир
Захарова прокомментировала проверки пассажиров из РФ в аэропорту Кишинева
Армия
Специалисты МТО подготовили к Пасхе десятки тысяч куличей и яиц для бойцов ВС РФ
Мир
Президент Кубы планирует посетить Россию для участия в параде Победы
Наука и техника
В Японии осенью планируют начать тесты препарата для выращивания зубов

Искусство благодарности

Культуролог Виктор Осипов — о том, почему уличные художники обратили внимание на российского президента
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня на улицах ряда европейских городов появились граффити, которые благодарят российского президента за его роль в предотвращении американских бомбардировок Сирии. Владимира Путина на разных языках называют в этих граффити миротворцем. В сети уже множество комментариев к этим граффити, где авторы выражают мнение, что поступок Путина — пример для других. 

В нынешнем мире идеологическая и политическая борьба в значительной мере происходит в области искусства. Уличные перформансы стали почти неотличимы от политических манифестаций, а политические манифестации — от уличных перформансов. В авангарде идеологической борьбы стоит сегодня уличное искусство. Стрит-арт максимально мобилен, анонимен и зачастую реагирует на события даже быстрее, чем СМИ.

Стрит-арт возник как способ непосредственной реакции на проблемы — социальные, культурные, политические. Искусством интересуются немногие, но проблемы, которые ставит уличное искусство, касаются всех. Острый и неудобный разговор требует острого привлечения внимания, иначе люди ничего не услышат и не увидят — не смогут или просто не захотят. Острый разговор требует сдвижки контекста — выхода искусства на улицы, превращение его в послание всем, а не только тем, кто посещает музеи и галереи современного искусства.

Стритартеры уже давно стали частью искусства, частью художественного процесса, они выставляются в музеях и галереях, проводят выставки и издают каталоги.

Но всё это — только следы настоящего уличного искусства, подлинность которого — это подлинность ночных опасных вылазок, привкуса опасности, необходимости скрываться от камер слежения и уходить от полиции, петляя следы.

Самый знаменитый из стритртеров — англичанин Бэнкси, настоящее имя которого до сих пор неизвестно. В 2010 году Бэнкси принял участие в Берлинском международном кинофестивале Берлинале со своим фильмом о ночах стрит-арта «Выход через сувенирную лавку», пройдя инкогнито по красной дорожке фестиваля.

В прошлом году внимание во всем мире вызвала акция группы Pussy Riot в московском храме Христа Спасителя, находящаяся на грани между современным искусством, религиозным кощунством и акцией политического протеста. Акция была резко критичной по отношению к российской власти и лично российскому президенту. То же касается известных уличных акций группы «Война». 

Долго казалось, что именно современное искусство, острое, яркое, уличное, находится в авангарде борьбы против российской власти. Инициатива в этой зоне была у оппозиции. Да и как же иначе может быть, учитывая всеми признаваемый критический, разоблачительный характер современного уличного искусства?

Люди в России давно истосковались по чему-то, чем можно гордиться, чему можно радоваться, причастность к чему дает уверенность в завтрашнем дне и желание принадлежать к российской цивилизации. Сколь бы ни казалась справедливой критика власти, она ведет скорее к унынию и безысходности, чем к вере в возможность лучшего будущего.

Уличное искусство — стрит-арт — отражает живое дыхание актуальной ситуации. Искусство улицы — то, о чем говорят, о чем думают люди. Актуальные темы отражаются на стенах домов, как в зеркалах, снова возвращаясь в гущу разговоров и усиливаясь.

Впервые за долгие годы люди могут гордиться внешнеполитическими достижениями России, могут гордиться своей страной. Путин несет мир в Сирию, Путин спасает сирийских христиан, Путин спасает Ближний Восток от крупномасштабного военного конфликта, Путин может претендовать на Нобелевскую премию мира — всё это обсуждается с плохо скрываемой гордостью. Уличное искусство может не только критиковать власть, народ, который высказывается этим искусством, готов и радоваться, а не только брюзжать. Власть неожиданно из объекта поношения становится объектом восхваления на улицах, значит, есть за что. Зеркало уличного искусства, отражая реальность победы Путина, делает ее вдвойне реальной. Это — победа не только во внешней политике, это — победа и внутри страны.

Стрит-арт всегда действует неожиданно, не оправдывает сложившихся ожиданий, часто выходит из мейнстрима. Стрит-арт может давать людям не только подтверждение их сомнений, подозрений и страхов, не только разоблачать и обличать. Стрит-арт может отражать надежду и гордость, стрит-арт может быть искусством благодарности.

Комментарии
Прямой эфир