Сегодня на улицах ряда европейских городов появились граффити, которые благодарят российского президента за его роль в предотвращении американских бомбардировок Сирии. Владимира Путина на разных языках называют в этих граффити миротворцем. В сети уже множество комментариев к этим граффити, где авторы выражают мнение, что поступок Путина — пример для других.
В нынешнем мире идеологическая и политическая борьба в значительной мере происходит в области искусства. Уличные перформансы стали почти неотличимы от политических манифестаций, а политические манифестации — от уличных перформансов. В авангарде идеологической борьбы стоит сегодня уличное искусство. Стрит-арт максимально мобилен, анонимен и зачастую реагирует на события даже быстрее, чем СМИ.
Стрит-арт возник как способ непосредственной реакции на проблемы — социальные, культурные, политические. Искусством интересуются немногие, но проблемы, которые ставит уличное искусство, касаются всех. Острый и неудобный разговор требует острого привлечения внимания, иначе люди ничего не услышат и не увидят — не смогут или просто не захотят. Острый разговор требует сдвижки контекста — выхода искусства на улицы, превращение его в послание всем, а не только тем, кто посещает музеи и галереи современного искусства.
Стритартеры уже давно стали частью искусства, частью художественного процесса, они выставляются в музеях и галереях, проводят выставки и издают каталоги.
Но всё это — только следы настоящего уличного искусства, подлинность которого — это подлинность ночных опасных вылазок, привкуса опасности, необходимости скрываться от камер слежения и уходить от полиции, петляя следы.
Самый знаменитый из стритртеров — англичанин Бэнкси, настоящее имя которого до сих пор неизвестно. В 2010 году Бэнкси принял участие в Берлинском международном кинофестивале Берлинале со своим фильмом о ночах стрит-арта «Выход через сувенирную лавку», пройдя инкогнито по красной дорожке фестиваля.
В прошлом году внимание во всем мире вызвала акция группы Pussy Riot в московском храме Христа Спасителя, находящаяся на грани между современным искусством, религиозным кощунством и акцией политического протеста. Акция была резко критичной по отношению к российской власти и лично российскому президенту. То же касается известных уличных акций группы «Война».
Долго казалось, что именно современное искусство, острое, яркое, уличное, находится в авангарде борьбы против российской власти. Инициатива в этой зоне была у оппозиции. Да и как же иначе может быть, учитывая всеми признаваемый критический, разоблачительный характер современного уличного искусства?
Люди в России давно истосковались по чему-то, чем можно гордиться, чему можно радоваться, причастность к чему дает уверенность в завтрашнем дне и желание принадлежать к российской цивилизации. Сколь бы ни казалась справедливой критика власти, она ведет скорее к унынию и безысходности, чем к вере в возможность лучшего будущего.
Уличное искусство — стрит-арт — отражает живое дыхание актуальной ситуации. Искусство улицы — то, о чем говорят, о чем думают люди. Актуальные темы отражаются на стенах домов, как в зеркалах, снова возвращаясь в гущу разговоров и усиливаясь.
Впервые за долгие годы люди могут гордиться внешнеполитическими достижениями России, могут гордиться своей страной. Путин несет мир в Сирию, Путин спасает сирийских христиан, Путин спасает Ближний Восток от крупномасштабного военного конфликта, Путин может претендовать на Нобелевскую премию мира — всё это обсуждается с плохо скрываемой гордостью. Уличное искусство может не только критиковать власть, народ, который высказывается этим искусством, готов и радоваться, а не только брюзжать. Власть неожиданно из объекта поношения становится объектом восхваления на улицах, значит, есть за что. Зеркало уличного искусства, отражая реальность победы Путина, делает ее вдвойне реальной. Это — победа не только во внешней политике, это — победа и внутри страны.
Стрит-арт всегда действует неожиданно, не оправдывает сложившихся ожиданий, часто выходит из мейнстрима. Стрит-арт может давать людям не только подтверждение их сомнений, подозрений и страхов, не только разоблачать и обличать. Стрит-арт может отражать надежду и гордость, стрит-арт может быть искусством благодарности.