XCOM: Enemy Unknown — пришельцы на iPad

Вторжение инопланетян — тема в масскульте настолько популярная, что уже давно заняла свое место в пантеоне классических сюжетов. Причем это касается не только кино, но и игр. В XCOM: Enemy Unknown игрок выступает в роли руководителя могущественной внеправительственной организации по борьбе с пришельцами. Под его руководством элитные бойцы XCOM пройдут длинный и полный опасностей путь от пресловутого Первого контакта до штурма материнского корабля пришельцев; ученые исследуют десятки различных инопланетных устройств и допросят с пристрастием, а затем препарируют каждый вид инопланетной живности; а инженеры — забьют склады нашей базы уникальными образцами вооружений и средств персональной защиты.
Вторая часть названия — Enemy Unknown — в случае с XCOM звучит как оксюморон, ведь серия этих игр существует аж с 1993 года и за 20 лет обзавелась огромной армией поклонников. Да и современный ремейк этой стратегии, о котором сегодня пойдет речь, на самом деле вышел уже год назад, правда, только на «взрослых» платформах — PC, Xbox 360 и PlayStation 3. К счастью, мы живем в такое замечательное время, когда граница между «большими» и мобильными платформами зыбка и призрачна (поэтому мы и взяли в кавычки слова «взрослые» и «большие») и для выхода серьезных игровых проектов на мобильных устройствах нет никаких принципиальных преград, кроме желания самого издателя. У издателя XCOM — компании 2K Games — уже есть как опыт разработки мобильных игр с нуля (Ace Patrol, Haunted Hollow), так и опыт адаптации для смартфонов и планшетов больших проектов вроде Civilization и Borderlands.
Одним словом, с издателем XCOM однозначно повезло, зато не повезло российским игрокам: 2K Games всегда отличалась нерасторопностью с открытием доступа к своим играм в региональных цифровых магазинах — некоторые игры, например, Haunted Hollow, недоступны в русском App Store до сих пор. Судя по всему, в число таких «прокаженных» попала и XCOM, которая поступила в продажу в США уже два месяца назад. Кстати, именно для таких досадных случаев многие владельцы iOS-устройств уже имеют второй резервный аккаунт в американском магазине.
Мобильная версия XCOM отличается от обычной только отсутствием многопользовательского режима и слегка упрощенными текстурами. Причем заметить снизившееся качество графики можно лишь при значительном приближении к объектам, например, когда камера переходит в кинематографический режим, чтобы показать игровой процесс в наиболее выразительном ракурсе. Большую часть времени игрок смотрит на поле боя сверху, и практически все графические огрехи за счет масштабирования объектов на небольшом экране планшета скрадываются.
Как было сказано выше, игровой процесс в XCOM традиционно поделен на две части — стратегическую (развитие базы, производство собственных вооружений, исследования «отжатых» у пришельцев артефактов) и тактическую, то есть непосредственно пошаговые сражения. Последние словно созданы для тачскрина: управление бойцами отряда настолько удобно и естественно, что даже зная о вторичности мобильной версии, тяжело отделаться от ощущения, что XCOM изначально разрабатывалась под планшеты.
Удобное и простое в освоении управление позволяет сфокусировать внимание на тактическом многообразии XCOM — несомненно, самой сильной стороны этой игры. Несмотря на то что классов бойцов в игре всего четыре (штурмовик, снайпер, пулеметчик, медик), а размер команды ограничен шестью солдатами, простор для тактических решений традиционно огромен. Этот эффект достигается грамотным дизайном игровых карт, неплохим ассортиментом оружия, а также двумя вариантами развития каждого класса. Благодаря этому XCOM относится к разновидности «долгоиграющих» развлечений — ее интересно проходить много раз, и поэтому можно смело рекомендовать к покупке не только неофитам, но и тем, кто уже успел познакомиться с ней на ПК или консолях.
В то же время рискнем предположить, что большую часть потенциальных игроков на iOS отпугнут не вышеописанные сложности с региональным распространением, а непривычная для мобильных игр цена в $20. Обратите внимание, что мы умышленно написали «непривычная», а не «неоправданно высокая». Дело в том, что примерно столько и должны стоить качественные игры на мобильных платформах, чтобы окупать свою разработку. Пока в массовом сознании покупателей не произойдет этот важный перелом, App Store и Google Play будут забиты однодолларовыми и одноразовыми играми.