Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Штурмовики ВС РФ отбили ключевой опорный пункт противника под Урожайным
Общество
Эксперт назвала «красные флаги» в описании вакансий
Общество
Бриг «Россия» спустили на воду в преддверии праздника «Алые паруса»
Культура
Фильм Линклейтера «Я не киллер» вышел в России раньше релиза на Netflix
Общество
Развожаев сообщил об успешном отражении атаки БПЛА на Севастополь
Происшествия
Средства ПВО подавили более 10 беспилотников над Новороссийском
Мир
CNN сообщил о неготовности ВСУ к российскому наступлению под Харьковом
Армия
«Известия» рассказали об иппотерапии для участников СВО в Харцызске ДНР
Мир
В Генштабе ВС РФ рассказали о количестве переданного с 2022 года ВСУ вооружения
Общество
Синоптик пообещал москвичам солнечные и теплые выходные
Мир
Вучич процитировал речь маршала Жукова о неблагодарности западных стран
Общество
Действия прокуратуры могут привести к закрытию школы во Владивостоке
Мир
В конгрессе США одобрили законопроект о бесперебойных поставках оружия Израилю
Наука и техника
Российские ученые случайно отключили иммунитет бактерий
Мир
В Киеве снесли часовню Десятинного монастыря канонической УПЦ
Мир
Антонов упрекнул США в непризнании независимости Латинской Америки
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременный дождь и до +21 градуса в Москве 17 мая

«Когда на сто километров ни души, чувствуешь себя большим человеком»

Художник Борис Кочейшвили — о первой в своей карьере большой выставке и пользе жизни в глухой деревне
0
«Когда на сто километров ни души, чувствуешь себя большим человеком»
Фото предоставлено пресс-службой Государственного Русского музея
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Мраморном дворце Санкт-Петербурга открылась выставка московского художника и поэта Бориса Кочейшвили «Простое лето». Представлено около 50 работ последнего десятилетия: живопись и гипсовые рельефы. С мэтром отечественного изобразительного искусства встретился корреспондент «Известий».

— Вы участвуете в выставках с 1963 года. Получается, в этом году у вас творческий юбилей?

— Наверное. Но нельзя сказать, что у меня была бурная выставочная деятельность. Что-то где-то по чуть-чуть — если кто-то предлагал. По сути, моя первая большая выставка открылась сегодня. Это целиком заслуга куратора Тамары Веховой, которая убедила меня в необходимости этого события и взвалила на свои плечи всю волокиту: оформление, перевоз, освещение в СМИ. Я категорически на это не способен.

«Когда на сто километров ни души, чувствуешь себя большим человеком»



— Что вы считаете своим главным творческим достижением?

— Не вправе называть что-то из своих работ победой. Но я всегда радовался смене условий игры. Бывает, художник нашел для себя какую-то технику — и верен ей до конца дней. Мне это было неинтересно. Смена техники, манеры, материала — это как новый виток пути. Сначала работал как литограф и офортист, потом бросил это и занялся черно-белым рисунком на мелованной бумаге, потом перешел к живописи на оргалите, потом — к акварели. Я дружил со скульптором Аллой Полозовой, чьи работы для меня на одном уровне с Генри Муром, и незадолго до ее смерти посетовал: «Аллочка, как жалко, что скульптура прошла мимо меня». И она посоветовала делать рельефы, а это нечто среднее между графикой и скульптурой. Я стал делать и втянулся. Если Бог здоровья отпустит, снова займусь чем-нибудь новым.

В статьях о вас часто мелькают слово «театр» и связанные с ним понятия: «мизансцена», «игра», «жест». Театр сыграл какую-то роль в вашей судьбе?

— Насчет творчества не возьмусь судить: сценографом я никогда не был, и как таковой театр не служит мне предметом изображения. Но я его всегда любил, с тех времен, когда телевизора еще не было, а была радиотарелка. По ней транслировали, прямо как с футбольного поля, мхатовские спектакли. За свою жизнь я, может, видел не так много спектаклей, но это — золотой фонд. Плюс ранний «Современник», Эфрос, из ленинградского — БДТ, Додин. Были моменты в моей жизни, связавшие меня с театром... Дружу с Юрием Погребничко и считаю, что сегодня это лучший режиссер страны. Сижу у него на репетициях и рисую.

«Когда на сто километров ни души, чувствуешь себя большим человеком»— А зачем вам это?

— Во-первых, бесплатная натура (смеется). Актеры двигаются, говорят, выстраиваются в мизансцены, а я сижу и чирикаю. Когда что-то екает — подхожу к Юрию Николаевичу и на ухо говорю о своем видении. Конечно, делая это деликатно, поскольку понимаю масштаб человека, которому я подсказываю. Но если мое замечание попадает в точку, он может что-то изменить, и несколько раз так бывало. Это как будто приносятся щепочки и веточки, потом подносится спичка — и все загорается. Но, чтобы костер получился, его нужно тщательно собрать. Быть свидетелем загорания искры на репетициях Погребничко — величайшее удовольствие.

— Как взаимосвязаны ваше изобразительное творчество и стихи?

— Сложно сказать. Думаю, в моей живописи больше подсознательного, спонтанного. Стихи более конкретны. Я стараюсь предложить читателю нечто очевидное и простое — чтобы он наполнил это своим чувством. Большинство поэтов предлагают мне как читателю море своих чувств, и я должен с этим разбираться. Но бывает, что поэт взгромоздился на высоты, а читатель не может за ним идти. Мне кажется, читатель должен работать в паре с поэтом, оставаясь самостоятельно воспринимающим человеком. Еще я как акын: что вижу — о том пою. Часто в моих стихах — реакция на реальные события, в отличие от живописи. Был период, когда я пять лет ничего не рисовал, а только стихи писал.

«Когда на сто километров ни души, чувствуешь себя большим человеком»— С чем это было связано?

— Захотелось пожить в глухой деревне. Поместить самого себя в пространство пейзажа. А в глуши все другое: и небо, и горизонты. Нет, не подумайте, что в моем образе жизни было нечто, так сказать, народническое. Просто когда идешь в поле, а на сто километров ни души, чувствуешь себя по-настоящему большим человеком. В Москве в это время были поистине революционные события — огонь, танки. Я смотрел в ту сторону с помощью радио, и все, что творилось, казалось таким далеким и отстраненным. И думал я: чего они там делают? Зачем?

— Какие еще искусства, помимо поэзии, вас вдохновляют?

— У меня музыка есть. «Пишу» — не совсем верное слово, скорее, я наигрываю свою музыку. Спрашиваю у всех друзей: «Чем я отличаюсь от Рихтера?». — «Ну как? Все-таки где Рихтер, а где ты...» — «А вот и нет. Рихтер играет Баха, а я играю себя». Рихтер не сочинил ни строчки. Смотря в оркестровую яму, где сидят сто музыкантов, я всегда удивляюсь: почему они не стали композиторами? Думаю, у меня композиторский дар.

«Когда на сто километров ни души, чувствуешь себя большим человеком»— Искусство составления выставки сродни искусству дирижера. Можно ли сказать, что здесь ваши работы «зазвучали» не так, как вы ожидали?

— Безусловно. Смотрю на эти картины — как будто не я писал. Некоторые художники называют свои работы своими детьми, но эти «дети» как будто говорят мне: «Да мы и без тебя проживем». Признаться, поднимаясь по лестнице на открытие выставки, я опасался. Ведь это пространство не победить, Мраморный дворец сам по себе цельное завершенное явление, которое может тебя вытеснить. Но то, что я увидел, обнадежило.

«Я рисую ворота рая, прислонясь к воротам сарая»

Искусствоведы, пытаясь определить самобытный дар Бориса Кочейшвили, вспоминают шестидесятников, нонконформистов и русских мастеров метафизической живописи, оговариваясь, что применительно к мастеру эти определения крайне условны.

«Когда на сто километров ни души, чувствуешь себя большим человеком»Несоответствие общепринятым правилам поддержано жизненным укладом художника, который никогда не стремился к славе и выглядел в глазах арт-сообщества «вещью в себе». Мог, например, на несколько лет выпасть из творческого процесса. «Вещью в себе» кажется и визуальная среда картин Кочейшвили: здесь нет ничего экспрессивного, кричащего — пустынные метафизические пейзажи и почти метерлинковские фигуры со стертыми лицами.

— По этим произведениям видно, что мастеру абсолютно безразличен социальный контекст, — заметил Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея и автор статьи о Кочейшвили в каталоге выставки. — В его художественном мире, казалось бы, есть весь набор «семидесятнической живописи», включая церковную архитектуру, ангелов и мистические чаши. Но сквозь это Кочейшвили вырисовывает свой сюжет. Соединение предельной простоты и вечных категорий будто материализует его строки: «Я рисую ворота рая, поглядывая, на ворота ада, прислонясь к воротам сарая».

Работы мастера с их нарочито небрежными и как бы незавершенными формами удачно вписались в залы с еще не отреставрированными потолками. Особую атмосферу выставки рождает специальное освещение — тусклое, дающее ощущение «мутного» воздуха. Лучи, падающие на белый акрил и позолоту, придают картинам сияние, что важно в первую очередь для объемных произведений. Здесь же, на отдельных листах — стихи. Печатавшийся поначалу в самиздате, Кочейшвили выпустил впоследствии шесть поэтических книг. 

К выставке переиздан давший ей название сборник «Простое лето». Презентация сборника состоится в Русском музее 12 сентября, продлится выставка до 16 сентября. Затем, по словам куратора Тамары Веховой, планируется экспозиция в Третьяковке.

Комментарии
Прямой эфир