Бизнес не хочет отчитываться перед ФНС о контролируемых сделках


Российский производитель автомобилей Renault — ОАО «Автофрамос» обратился в Высший арбитражный суд (ВАС) с требованием о признании частично недействующим приказа Федеральной налоговой службы (ФНС) о форме уведомления о контролируемых сделках. Представитель «Автофрамоса» в суде подтвердил «Известиям» подачу искового заявления.
Новая форма уведомления о контролируемых сделках (то есть совершающихся
между взаимозависимыми лицами) была утверждена приказом ФНС еще год
назад. И тут же стала одной из самых обсуждаемых новелл налогового
законодательства — особенно в кругу представителей крупного бизнеса и мультинациональных компаний.
Особое неудовольствие бухгалтеров вызвала необходимость отчитываться обеим сторонам — как продавцу, так и покупателю. Помимо общих сведений о сделке (суммах доходов и расходов, реквизитах, количестве товаров и услуг), в отчетность включили довольно много граф, в том числе обязательных для заполнения. По мнению партнера Goltsblat BLP Евгения Тимофеева (представляет «Автофрамос» в суде), данная информация запрашивается налоговиками в обход закона — ст. 105.16 НК РФ.
— К незаконно истребуемой информации относятся, например, основания и особенности отнесения сделок к контролируемым, всевозможные коды предмета сделок, условий поставки и единиц измерения, страны происхождения товаров, место совершения сделки и отправки товара, цена за единицу товара и его количество, широкая дополнительная информация об участниках сделок, — утверждает Тимофеев.
Юрист «Автофрамоса» отмечает, что заполнение всех лишних граф оказывается «крайне сложным, продолжительным и затратным мероприятием».
У «Автофрамоса» еще шанс успеть выиграть спор с ФНС до срока сдачи ежегодной отчетности, которую в этом году передвинули с 20 мая на полгода — до 20 ноября. Если ВАС встанет на сторону автопромышленников, то высылать уведомление в налоговую они будут уже по скорректированной форме.
Компания не одинока в своем желании — как выяснили «Известия», в скором времени к ней присоединится еще несколько крупных промышленников. Тимофеев отказался уточнить, кто может войти в состав созаявителей. Возможно, это будет кто-то из Jaguar Land Rover, Xerox, Philips, Volvo и «Альянс Хелскеа Рус» — в начале года эта коалиция судилась в ФНС за отмену постановления правительства, которым была утверждена форма счета-фактуры для корректировки НДС в связи с предоставлением производителями скидок продавцам. Тогда, правда, они не смогли доказать свою правоту в суде.
Ранее заместитель гендиректора «Газпромнефти» Алексей Янкевич заявлял, что до 80% сделок между предприятиями группы являются контролируемыми.
— В итоге уведомление по одному юридическому лицу достигает 400 тыс. листов и весит около 200 Мбайт. Можно представить себе ситуацию: когда одновременно все налогоплательщики соберутся сдать налоговикам такие файлы, принять сведения по каналам связи будет непросто.
В конце прошлого года к премьер-министру Дмитрию Медведеву обратились главы крупнейших отечественных нефтяных компаний — «Роснефти», «Лукойла» и «Газпромнефти». Игорь Сечин, Вагит Алекперов и Александр Дюков среди прочего попросили упростить форму уведомления о контролируемых сделках.
По мнению экспертов, в судебном оспаривании этого нормативного акта могут быть заинтересованы и другие вертикально интегрированные компании.
Штраф за неправильное заполнение или непредставление сведений о таких сделках составляет всего 5 тыс. рублей — несущественные деньги для компаний такого масштаба. Проблема в том, что даже будучи оштрафованным, представить правильно составленную отчетность все равно придется. А это, как отмечают юристы, в первую очередь даже не сложно с технической точки зрения, а просто чрезвычайно трудоемко.
— Форма покрывает много операций за весь год, причем несколько однотипных отгрузок закон трактует как отдельные сделки. По каждой из них нужно указать массу сведений. С услугами, правда, несколько проще, если есть рамочные договоры об оказании услуг, — говорит Светлана Стройкова, партнер PwC.
Cоветник председателя совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Вадим Ткаченко считает, что заполнение формы только по одной сделке в ручном режиме займет у бухгалтера порядка 8–10 часов.
В ФНС не смогли представить оперативный комментарий, однако ее
стремление наиболее широко охватывать взором контролируемые сделки
объяснимо: наблюдение за ценообразованием позволяет налоговым органам
оценивать, не привела ли сделка к недоплате налогов в бюджет.
—
Все эти данные, кроме всего прочего, упростят проведение выездных
проверок, — добавляет налоговый консультант Светлана Огаджанянц.
Вадим Ткаченко («Градиент Альфа») считает, что у заявителя есть шансы на победу, так как ФНС вышла за пределы ст. 105.16 НК. Но прогнозы он пока делать не рискует. В любом случае, от решения ВАС будет зависеть судьба большого круга лиц налогоплательщиков, особенно крупных и крупнейших, говорит эксперт.