Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Уиткофф сообщил о переговорах с BlackRock об инвестициях в экономику Украины
Общество
Путин заявил о разделении радости от общих побед представителями разных конфессий РФ
Общество
Патриарх Кирилл поздравил православных христиан с праздником Рождества Христова
Общество
Врач назвала зимнюю прогулку профилактикой заболеваемости ОРВИ
Общество
В Новосибирске оцепили храм на Рождество в связи с информацией о минировании
Общество
Путин призвал детей бойцов СВО гордиться своими родителями
Армия
Силы ПВО уничтожили 23 украинских БПЛА над регионами РФ за три часа
Мир
Мерц заявил о необходимости уступок Украины ради мирного разрешения конфликта
Мир
Глава МИД Бельгии Прево и госсекретать США Рубио обсудили вопрос Гренландии
Армия
Гвардии старший сержант Исаев эвакуировал раненого товарища в зоне СВО
Мир
Лидеры ЕС поддержали территориальный суверенитет Дании и Гренландии
Армия
NI указал на новую тактику России по борьбе с БПЛА ВСУ
Происшествия
Пожар произошел на нефтебазе в Белгородской области из-за атаки БПЛА
Мир
Стармер заявил о намерении создать военные базы Великобритании и Франции для ВСУ
Мир
Мерц заявил о намерении Германии разместить войска на Украине после прекращения огня
Мир
Уиткофф выразил надежду на компромисс по территориальному вопросу на Украине
Мир
Макрон отметил важность поддержки США гарантий безопасности для Украины

Русский консерватизм и ереси

Писатель Дмитрий Дробницкий — о том, следует ли противопоставлять православие мирскому успеху
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Накануне юбилея крещения Руси мой друг и коллега Борис Межуев начал, на мой взгляд, важную дискуссию о православии и успехе — успехе в мирских делах. Дискуссия эта явно выходит за рамки богословия и религиозной философии, хотя последняя просто обязана отвечать на большинство поднимаемых вопросов. Обязана, однако не отвечает, о чем отчасти говорит и сам Борис, ссылаясь на разрушенную революцией религиозно-философскую школу начала XX века.

Суть главной обозначенной дилеммы состоит в том, каким образом мыслящему православному, цитирую, «жить в мире, как строить и укреплять государство, растить детей, добиваться прогресса в науке, в конце концов, действительно создавать новую экономику, понимая при этом, что все это перед ликом трех ангелов, запечатленных святым иконописцем («Троица» Андрея Рублева — Д.Д.), — в общем тлен и суета?».

На мой взгляд, дилемма эта ложная.

Когда я читал приведенную цитату, мне почему-то вспомнилось одно интервью первого президента России, данного иностранным журналистам. Его спросили: «Понимаете ли вы, как сложно будет строить в России рыночную экономику, ведь страна православная и отношение к богатым здесь негативное?»

Подлый был вопросец, из серии «Вы продолжаете бить свою жену? Да или нет?». То есть если ответ «да», то точно бьете, а если «нет», то точно били до недавнего времени. А поскольку в политической жизни слишком часто остервенело требуют «Да или нет?!», то что было отвечать Борису Николаевичу на поставленный вопрос? Что он не понимает? Или что понимает? Ельцин попал в ловушку ушлого журналиста и ответил: «Понимаю».

И у меня до сих пор остается впечатление, что многие аргументы, противопоставляющие экономику и прочие мирские дела православию, зиждутся не на Священном Писании и Священном Предании, а на том ужасном послевкусии, которое осталось после ответа Ельцина, а уж в среде интеллектуалов — совершенно точно, причем как со стороны неверующих либералов, так и среди верующих патриотов.

Я, в отличие от Бориса Межуева, не являюсь специалистом в области русской религиозной философии, но ведь и простому православному мирянину понятно, что что-то здесь не так. Почему все «тлен и суета»? А добрые дела? Разве на них не может быть благословения Церкви и самого Всевышнего? Всякий прихожанин слышал, что очень даже может, и потому знает, например, две простые молитвы о призвании благословения Духа Святаго на всякое доброе дело (Тропарь, глас 4-й и Кондак, глас 3-й). И кто сказал, что добрых дел не может быть в науке, медицине, экономике, наконец?

А весь окружающий нас мир — он ведь зачем-то создан! И Библия учит нас тому, что создан он был не как игрушка Бога, а как место, где человек обретет подобие Божие. Поэтому, разумеется, жизнь в роскоши (да еще роскоши праздной), когда рядом много нищеты и несчастий, — грех, но делать свое дело с добрыми помыслами — разве грех? Молиться золотому идолу — грех вне всяких сомнений, но разве грех прокладывать железные дороги, искать новые лекарства, строить дома, обеспечивать людей работой, наконец? Отнюдь. Это всегда было ответом отцов Церкви, а всё прочее отрицалось как ереси, причем ереси весьма опасные.

Из истории нам хорошо известно, каким образом в свое время в Европе инквизиция выявляла, впал ли человек в ересь катаров. Если имярек жил с женой своей, имел детей и вел хозяйство, то это являлось доказательством того, что в ересь он не впал. Если же забрасывал все свои мирские дела, суда ему было не избежать.

По отечественной истории мы также знаем немало ересей, противопоставлявших духовное и мирское как добро и зло. Манихейство, если верить некоторым современным богословам, живо и, соответственно, опасно и поныне. Вот что с негодованием писал покойный о. Даниил Сысоев о нашем времени: «Нам приходилось часто слышать и в монастырских гостиницах, и из уст прихожан следующие разговоры: «Батюшка, благословите меня жить с мужем как брат сестрой», «Девочке нельзя играть в куклы, грех, если она представляет себя будущей матерью».

В Российской империи другие еретики, молокане, были в XIX веке амнистированы государем и получили место для безопасного поселения. И вот что любопытно! Когда Кавказская археографическая комиссия исследовала их быт, то констатировала: «Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы… Школ в раскольничьих селениях нет… закостенелость в старинных обычаях, непредприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени…»

Смотрите. Это конец XIX века, государственной идеологией является «Православие, самодержавие, народность», а еретиков в официальном документе упрекают в отсутствии… предприимчивости и тяги к нововведениям! И никогда за тысячу лет за вычетом советского периода никто не сомневался в принципе неприкосновенности собственности. Никогда предприимчивого, но честного купца или промышленника не считали грешником лишь по причине его предприимчивости. Ложь это все. Ложь и ересь.

Разумеется, мы все помним верблюда и игольное ушко, но только эти два слова и помним, (забыв даже, что речь идет об «игольных ушах», а не «ушке», и что, согласно утверждениям ряда исследователей, так назывались одни из ворот Иерусалима). Между тем св. Златоуст учит нас: «Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему». Так что дело здесь отнюдь не в религиозном запрете на успех.

На смену СССР, где понималось только то, что «есть буржуазия, а есть пролетариат», пришел другой период, где от каждого тоже требовалось только «да» или «нет». Было еще, кстати, «да, да, нет, да», помните? Но все время «или — или». Или ты патриот, или ты за честные выборы. Или продался Госдепу, или поддерживаешь очередное решение какого-нибудь «басманного» суда. Недавно нам предъявили и вовсе немыслимую дихотомию: или демократия, или христианство. Я уже писал на страницах «Известий», что ни под каким соусом этих разводок не приемлю. И точно так же я не приемлю дилемму «православие или рыночная экономика».

А то, что серьезные философские вопросы остаются, это даже хорошо. Надо просто перестать топтаться на месте. Нельзя всё время говорить, что решение вопроса где-то в далеком будущем, так что дайте подумать еще. Время не терпит. Нас ждут дела. Дела неотложные и с ересями несовместные.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир