Банки получат доступ к бюджетным деньгам
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует к концу 2014 года существенно упростить условия доступ банков к размещению средств федерального бюджета на депозиты. О намерении изменить эти правила, принятые в конце 2011 года, «Известиям» рассказали в самой антимонопольной службе.
В 2009–2011 годах средства федерального бюджета размещались в 32 кредитных организациях, наиболее активной из которых был банк ВТБ: за три года он заключил 117 депозитных договоров на общую сумму 1,364 трлн рублей — это 41,8% от всех бюджетных средств, размещенных за эти три года. Проценты по «вкладам» составили более 16 млрд рублей. Следом идут Газпромбанк (393 млрд рублей размещения) и Россельхозбанк (269 млрд рублей).
Впрочем, размещение на депозитах в последние годы становилось всё менее выгодным для казны: в 2009 году минимальная процентная ставка снизилась с 15,0 до 9,25%, в 2010 году — с 7,25 до 3,5% годовых, что связано в первую очередь со снижением Банком России ставки рефинансирования и соответствующим снижением рыночных процентных ставок. 16 июля Федеральное казначейство разместило 48,6 млрд рублей на срок до 21 августа под 5,7%годовых.
Размещать средства бюджета на депозитах и передавать их в доверительное управление согласно ст. 236 Бюджетного кодекса разрешено тем субъектам, доля трансфертов из федерального бюджета которым не превышала в последние два года 20% от собственных доходов. Федеральные средства могут быть размещены на депозитах банков, которые, в свою очередь, отбираются по утвержденным правительством правилам. У кредитной организации в обязательном порядке должна быть генеральная лицензия, не меньше 5 млрд рублей собственных средств, международный рейтинг кредитоспособности не ниже определенного уровня, она обязана участвовать в системе страхования вкладов и не должна иметь задолженностей. Если последние два условия ФАС в целом устраивают, то к первым трем у антимонопольщиков есть претензии.
— Размер собственных средств как абсолютный показатель не является свидетельством устойчивости и платежеспособности банка, — говорят в ФАС. — При непропорционально больших принятых рисках даже самого большого в абсолютном выражении собственного капитала может не хватить для выполнения принятых обязательств.
При оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, по мнению ФАС, необходимо ориентироваться именно на относительные показатели, базирующиеся на официальной отчетности — в первую очередь на показатель достаточности капитала, который рассчитывается как отношение размера собственных средств банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска.
Директор департамента развития корпоративного бизнеса «Инвестторгбанка» Анастасия Ходотович ожидает, что в случае введения критерия достаточности собственного капитала количество банков, отвечающих требованиям «заветного списка», может измениться. Но как именно, зависит от конкретных параметров достаточности, поэтому прогнозировать, как расширится круг потенциальных участников размещения, пока сложно.
Еще одно условие, против которого выступает ФАС, — наличие генеральной лицензии на осуществление банковских операций (по сути, она дает право на некоторые специфические операции, например, с драгметаллами, которые не имеют отношения к хранению бюджетных средств): дополнительных требований к финансовой устойчивости банков, имеющих такую лицензию, законодательство о банковской деятельности не предусматривает, а значит, требование о ее наличии «создает неравные условия для конкуренции на банковском рынке», считают в ФАС.
Наличие у банка определенного рейтинга по классификации международных агентств (котируются Fitch Ratings, Standard & Poor's и Moody's Investors Service) в антимонопольной службе тоже считают ограничивающим конкуренцию на российском банковском рынке.
— Отсутствие рейтинга как такового не является свидетельством неспособности банка выполнить принятые на себя обязательства, — отмечают в ФАС.
В банках участие в рейтингах тоже считают хотя и небесполезным, но и весьма накладным делом: стоимость рейтинга составляет минимум $50–60 тыс. плюс ежегодные затраты на его поддержку, говорит аналитик ИФК «Солид» Гульназ Галиева. В то же время рейтинги, хотя и свидетельствуют о положении банка и влияют на стоимость его фондирования, во время кризиса показали свою нежизнеспособность — в отличие от достаточности капитала, который является международно признанным показателем.
— Рейтинговые агентства находятся в зависимости от своих респондентов. Это касается не только платы за участие, но в большей мере поддержания их репутации и позиции на рынке. Такая зависимость не способствует объективным оценкам и в ряде случаев приводит к трансляции нужной, а не реальной информации, — отмечает ведущий юрист аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Татьяна Гераскина.
В то же время по сравнению с объемом капитала рейтинг показывает уровень надежности банка шире, уверена главный стратег по управлению активами и пассивами Промсвязьбанка Мария Субботина.
Порядок размещения, предлагаемый ФАС, старший вице-президент банка «Стратегия» Кристина Волчкова в целом оценила как более рациональный по сравнению с действующим.
— Многие банки хотят и готовы участвовать в размещении, однако такой возможности на данном этапе нет, — заявила она «Известиям».
— Бюджетные средства — источник дешевого фондирования и, кроме того, показатель надежности банка, — добавляет аналитик ИФК «Солид» Гульназ Галиева.
Впрочем, развитие конкуренции среди претендентов на бюджетные деньги должно повысить ставки по депозитам, так что само Федеральное казначейство от этого тоже выиграет, полагает Ходотович.
Вице-президент СМП Банка Надежда Бычкова считает, что регуляторам было бы лучше сконцентрироваться на ужесточении требований к кредитным организациям, имеющим крупных акционеров, зарегистрированных в офшорных зонах. А такие критерии, как капитал и наличие рейтингов, оставить: в их пользу говорит то, что с 2008 года не было случаев невозврата.
Конкретные предложения, с которыми пойдет ФАС в правительство, пока не раскрываются — для начала ведомство планирует проанализировать результаты опроса банковского сообщества, как крупных игроков, так и относительно небольших. Но планы у ведомства глобальные: в нем не исключают, что перемены коснутся не только вопроса размещения средств федерального бюджета, но и средств Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.
— При отборе банков для размещения этих средств на депозиты предъявляются схожие требования, — поясняют в ФАС.