Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Кинотавр» нашел героя нашего времени

«Географ глобус пропил» и другие фавориты фестиваля в Сочи
0
«Кинотавр» нашел героя нашего времени
Кадр из фильма "Географ глобус пропил": kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В воскресенье вечером раздаст призы 24-й фестиваль «Кинотавр», на котором вопреки сложившейся в Сочи в последние годы традиции основными фаворитами стали фильмы не молодых режиссеров, а именитых профессионалов среднего поколения. Именно между картинами Виталия Манского («Труба») и Александра Велединского («Географ глобус пропил»), скорее всего, и будут разделены две основные награды: за лучший фильм и лучшую режиссуру.

Документальную «Трубу» — о том, как живут люди вдоль газопровода Уренгой—Помары—Ужгород, показали в первый конкурсный день, и «Известия» уже подробно о ней рассказывали. Фильм Велединского был поставлен в программу под занавес фестиваля и вызвал огромный ажиотаж.

— Когда градус ожидания высок, результат часто разочаровывает, а потому — просто расслабьтесь и смотрите кино, — обратился режиссер к аудитории. Неизвестно, последовали ли его рекомендации все зрители, но после первой же сцены раздались аплодисменты, и они еще не раз прерывали течение фильма. Аплодировали и актерам — замечательному ансамблю, состоящему из Хабенского, Лядовой, Робака, Лагашкина, Уколовой, Брик, Стекловой и нескольких талантливых подростков, — и режиссерскому решению каждой сцены. Даже не верится, что Велединский снял этот сложнейший фильм, включающий и каскадерские трюки, за тридцать с небольшим дней. Еще более удивительно то, как советская «пост-оттепельная» традиция — от «Утиной охоты» до «Полетов во сне и наяву» и «Осеннего марафона» — сочетается здесь с совершенно современным кино.

В отличие от своих предшественников — героев Вампилова, Янковского, Басилашвили — «географ» (Константин Хабенский) по всем внешним признакам — обыкновенный лузер. Из каждой ситуации, будь то роман жены с его лучшим другом, война с 10-м «А» или отчаянная влюбленность ученицы, внутренне выходит победителем. В этом мягком и безвольном на первый взгляд человеке живет железная воля и абсолютное чутье на то, что правильно, а что нет. В разряд «правильно» могут попасть совершенно неполиткорректные вещи: и пьянство (в том числе с учениками), и игра в классе в подкидного дурака, и рукоприкладство. Но никогда предательство, жестокосердие, глупость.

Самому герою Константина Хабенского, в прошлом аспиранту биофака, устроившемуся работать в школу в Перми на единственную вакантную должность, вряд ли приходит в голову, что он «дауншифтер», или «внутренний эмигрант». Возможно, он даже не формулирует для себя такое понятие, как внутренняя свобода, но он обладает ею. В давней, на каждом фестивале вновь возникающей дискуссии «кто он, современный герой?» фильм Велединского становится очень существенной репликой.

Действие романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», по которому снят фильм, происходит как минимум лет 15 тому назад, но на экране это легко опознаваемые наши дни. И даже не потому что герою на день рождения дарят книгу «Современное искусство Перми» (просвещенный зритель сразу вспоминает и о Марате Гельмане, и о фестивале «Территория», и о многом еще), а потому что Велединский сумел обозначить такую трудноуловимую материю, как настроение социума, или «температура общества», выражаясь языком позапрошлого века.

Роман Алексея Иванова вышел в 2003 году, и в течение долгого времени его хотел экранизировать Валерий Тодоровский. Но у него были «Тиски», потом «Стиляги», потом путешествие со «Стилягами» по фестивалям и несколько лет, проведенных в Америке. В результате Валерий Петрович, по его собственным словам, понял, что слишком затянул реализацию этого замысла, и передал его одному из своих любимых режиссеров Александру Велединскому, а сам выступил в качестве продюсера.

В результате сейчас существуют две версии картины: режиссерская, 125 минут, и продюсерская, которая идет менее двух часов. Показ в Сочи стал своеобразным тестированием длинной версии, и сейчас можно с уверенностью утверждать: в отличие от многих других участников конкурса, «Географ» в его нынешнем виде совсем не кажется затянутым. Цитаты из фильма разлетелись по фестивалю, а песня «Его же посадят за мертвых детей» моментально стала хитом. (Кстати, как рассказывает Велединский, ребята, играющие школьников, сочинили эту песню за десять минут.)

В том, что приз за лучшую мужскую роль достанется «географу» Константину Хабенскому, сомнений, кажется, нет ни у кого.

С женской ролью сложнее. На награду за нее могут претендовать и Елена Лядова (жена главного героя из «Географа»), и Юлия Ауг, поразившая отвагой в «Интимных местах», и Каролина Грушка из «кустурицеобразного» дебюта режиссера Максима Панфилова «Иван сын Амира». Весьма, впрочем, вероятно и то, что обладательницей приза станет Мария Семенова из фильма Юсупа Разыкова «Стыд». Она сыграла обуреваемую внутренними демонами жену капитана подводной лодки, которая ушла в плавание и легла на дно (никаких прямых аллюзий на историю с «Курском» в фильме нет, но ассоциация, естественно, возникает у зрителя).

Награда за лучший дебют по справедливости должна уйти «Интимным местам» молодых режиссеров-супругов Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Герои фильма — ровесники авторов, люди которым чуть за тридцать, и каждый из них уже сумел ощутить, что такое кризис в семейной и интимной жизни. Помимо присущего авторам чувства юмора, эту картину от остальных дебютов 24-го «Кинотавра» отличает еще и дерзость.

О недостатке дерзости, хулиганства, «неправильности», умения уйти от шаблона говорил на закрытии «Короткого метра» председатель жюри этого конкурса Борис Хлебников. Но его слова вполне можно отнести и к фильмам основной программы.

Жюри короткого метра все-таки отыскало в программе и наградило картины, где были и дерзость, и эксперимент. Это «F5» молодого режиссера Тимофея Жалнина о двух студентках балетной школы из Челябинска, которые работают в стиле модерн-данс, приезжают, окрыленные надеждами, на конкурс в Питер и понимают, что спрос там исключительно на попсу (эта короткометражка уже была награждена на «Святой Анне», а затем показана в Канне в составе инициированного Роскино альманаха Global Russians). И уморительно смешной, действительно очень короткий режиссерский дебют известного актера Григория Добрыгина «Измена»: без единого слова рассказанная история о всепоглощающей любви к самому себе.

Если жюри основного конкурса тоже сделает ставку на смелость и эксперимент, то без награды не должны остаться завершившие основной конкурс «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко — сборник коротких новелл из жизни народа мари, у которого язычество и христианство переплетены самым причудливым образом. Этой картине могут уйти призы либо за сценарий (вновь, как и в «Овсянках», это Денис Осокин), либо за операторскою работу — Шандору Беркеши.

Показ «Небесных жен» завершился в субботу около 11 вечера, и сразу после этого гости отправились на Морской вокзал (одна из главных архитектурных достопримечательностей Сочи), где в отреставрированном, поражающем нарядной, не пошлой красотой зале ожидания состоялся концерт, в программе фестиваля обозначенный как «Алексей Гориболь и друзья». Играли произведения Астора Пьяццолы и Леонида Десятникова, причем две пьесы Десятников и Гориболь исполнили в четыре руки. На концерт, естественно, собрался весь кинотаврский «свет», и ожидания публики оправдались сполна.

Один из музыкальных номеров был посвящен памяти Алексея Балабанова. Специальный показ фильма «Брат» уже после церемонии закрытия на площади у Зимнего театра и завершит 24-й по счету фестиваль в Сочи.

Комментарии
Прямой эфир