Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Северный речной вокзал отдадут городу с обременениями

Столицу попросят сохранить транспортную функцию вокзала
0
Северный речной вокзал отдадут городу с обременениями
Фото: архив редакции
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Агентство морского и речного транспорта РФ (Росморречфлот) хочет передать Москве здание Северного речного вокзала из федеральной собственности. Предложение будет вынесено на обсуждение на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и области, которое запланировано на май. Об этом «Известиям» рассказал источник в дирекции Московского транспортного узла (МТУ). По его словам, в ведомстве отметили, что зданию необходима реконструкция, которая потребует вложений в несколько миллиардов рублей. При передаче Москву обяжут сохранить транспортную функцию вокзала.

Как сообщил источник в дирекции, вопрос о передаче вокзала в собственность Москвы неоднократно обсуждался на заседании рабочей группы по водному транспорту. Докладную записку, в которой излагается идея, на имя заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского подготовил Росморречфлот.

— Москве хотят передать вокзал, чтобы город провел его реконструкцию, на которую необходимо потратить миллиарды рублей, — поясняет представитель дирекции МТУ. — Сейчас вокзал находится в аварийном состоянии. В дальнейшем Москва будет использовать вокзал для своих нужд. Объект относится функционально к столице, пусть город его и эксплуатирует.

По словам источника, вокзал планируют передавать «с обременением» — от города потребуют сохранить его «транспортную функцию».

В департаменте городского имущества Москвы подтвердили, что правительством города прорабатывается вопрос передачи вокзала столице.

Как уже писали «Известия», здание вокзала было закрыто для посещений еще в 2010 году, c того момента там работает только причал, откуда отходят теплоходы. Северный речной вокзал — знаковое сооружение в архитектуре Москвы. Об этом говорит тот факт, что он стал вторым памятником истории и культуры, официально поставленным на государственную охрану, — первым был Мавзолей. Вокзал построили еще в 1937 году, до того как было заполнено Химкинское водохранилище, он должен был стать символом Москвы как порта пяти морей, речными воротами столицы.

По задумке архитекторов (вокзал спроектировали Алексей Рухлядев и Владимир Кринский), вытянутое вдоль реки здание с галереями и колоннадами должно было напоминать пришвартованный у причала корабль. С точки зрения культурной ценности здание имеет уникальное панно с гербами советских республик, майолики на фасаде, раздвижной шпиль и красную звезду, перенесенную сюда со Спасской башни Кремля.

Руководитель дирекции грузовых перевозок Московского речного пароходства Владимир Батов считает, что в здании Северного речного вокзала можно открыть музей Канала имени Москвы, так как внутри него есть большие помещения, в том числе подземные, которые позволяют это сделать.

— Внутри здания на данный момент находятся технические помещения. Раньше там были кассы, где продавались билеты на речные прогулки и дальние рейсы. Сейчас для них построили небольшие домики рядом, — говорит Батов. — Пускать в это здание людей опасно, так как оно находится в аварийном состоянии и может обвалиться в любой момент. Если провести реконструкцию, то вокзал мог бы стать достопримечательностью для иностранных туристов и москвичей.

Владимир Батов полагает, что со временем окупить дорогостоящую реконструкцию здания вокзала может развитие в нем системы общественного питания, продажа сувениров на морскую тематику и проведение экскурсий. Эксперт отметил, что в советское время на верхних этажах в нем располагался ресторан с замечательными видами на Химкинское водохранилище.

Руководитель экспертного совета в сфере морского и речного транспорта комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Владимир Рудометкин полагает, что на основе здания порта стоит создать целый культурный кластер, посвященный речной тематике, так как рядом находится музейный комплекс Военно-морского флота, где стоит подводная лодка Б-92, транспортно-десантный экраноплан «Орленок» и десантный катер. В будущем туда можно водить школьников и проводить там военно-патриотическое воспитание.

В то же время юрисконсультант фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев считает, что процедура передачи обязательно должна проходить под общественным контролем.

— Во-первых, необходимо проконтролировать, чтобы здание речного вокзала перешло Москве вместе со всеми землями и инфраструктурой, потому что иначе сделка будет просто не выгодна для города, — пояснил он. — Наблюдателем может стать архитектурное наследие, потому что в данном случае речь идет еще и о памятнике архитектуры, который необходимо восстановить по определенным канонам.

Между тем ранее причальные стенки Западного речного порта в ведение столицы просил передать правительство РФ мэр Сергей Собянин, чтобы предотвратить «умирание речного транспорта». Город планирует там построить погрузочно-разгрузочные площадки, культурно-развлекательный центр, мини-гостиницы, а также жилые дома.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...