Владелец разбившегося Ан-2 требует возбудить дело на угонщиков
Исчезновение в июне 2012 года легкого самолета Ан-2, при крушении которого в Свердловской области погибли 13 человек, может быть официально признано угоном. Несмотря на то что экипаж и все пассажиры «кукурузника» погибли, Олег Золин, руководитель арендовавшей самолет компании «Авиа-Зов», написал соответствующее заявление в Следственный комитет. В случае если произошедшее не будет признано уголовным преступлением, авиакомпании придется выплатить за разбитый Ан-2 фирме-владельцу компенсацию в 3,5 млн рублей.
В заявлении, поданном в следственное управление на транспорте (СУТ), Олег Золин требует возбудить уголовное дело по ст. 211 УК РФ «Угон воздушного или водного судна».
— Заявление от руководителя «Авиа-Зов» принято к рассмотрению, — заявила «Известиям» помощник руководителя Уральского СУТ СКР Марина Бубкина. — После майских праздников решится, будет ли возбуждено уголовное дело по статье «Угон воздушного судна» или нет.
Директор челябинской авиакомпании «Авиа-Зов» Олег Золин арендовал Ан-2 у аэропорта города Оренбург. В мае прошлого года самолет был отправлен для мониторинга лесных пожаров на север Свердловской области.
В состав экипажа входили командир воздушного судна Хатип Кашапов, второй пилот Владимир Кузовенков и авиатехник Сагндык Таубеков. Следствию удалось установить, что на протяжении месяца, пока Ан-2 базировался на аэродроме Серова, пилот Кашапов за деньги катал местных жителей на самолете в окрестностях города.
11 июня прошлого года на аэродроме находились три человека: сторож взлетной площадки Юрий Соболев, пилот Кашапов и авиатехник Таубеков. После исчезновения самолета Таубеков был допрошен как свидетель. Он рассказал следователям, что перед вылетом командир Кашапов выпивал со сторожем Соболевым.
— Авиатехник сообщил, что самолет с первого раза не завелся, поэтому командир и вызвал его, — рассказала транспортный прокурор Серова Ирина Задирако. — По словам молодого человека, он, понимая, что людям грозит опасность, пытался помешать взлету.
Сагндык Таубеков уверял, что заявил командиру о неисправности двигателя Ан-2 и предлагал отказаться от полета. Авиатехник утверждал, что пытался создать видимость поломки, но в конце концов Кашапов завел самолет, вытолкал бортмеханика из салона и вылетел вместе с 12 пассажирами в свой последний рейс. Все показания Таубекова проверяли на детекторе лжи, и полиграф не отметил в его реакции никаких отклонений.
По факту исчезновения самолета было возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц». Возможно, уже скоро оно будет переквалифицировано на ст. 211 — «Угон».
Поиски пропавшего 11 июня 2012 года «кукурузника» с небольшими перерывами продолжались почти год. За это время наземные поисковые бригады прочесали более 3,3 тыс. кв. км, с воздуха было обследовано около 300 тыс. кв. км. Обломки самолета случайно обнаружили корреспонденты «Известий» и местные охотники в болотистой местности в 8 км от Серова 5 мая 2013 года. Как предварительно установили следователи, самолет рухнул в практически непроходимой летом местности, разрушился и частично сгорел. Все находившиеся на борту 13 человек погибли.