Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Транснефть» обещает правительству техногенные катастрофы

В компании недовольны СНиПами, разработанными Госстроем для проектировщиков и строителей магистральных трубопроводов
0
«Транснефть» обещает правительству техногенные катастрофы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Транснефть» не уверена в надежности и экологической безопасности будущих систем магистрального трубопроводного транспорта страны. По информации «Известий», глава госмонополии Николай Токарев пожаловался премьер-министру Дмитрию Медведеву на работу Минрегиона и Госстроя по актуализации двух СНиПов — основополагающих для нефтегазовой отрасли сводов правил и требований к проектированию и строительству магистральных трубопроводов. Дело в том, что новые правила, утвержденные в прошлом году, должны были быть переписаны под современные реалии, однако документ по содержанию нисколько не отличаются от давно устаревших аналогов 1980-х годов. Как сообщает Токарев в письме в правительство, игнорирование рекомендаций, которые направляли в ведомства руководством «Транснефти» и «Газпрома», чревато техногенными катастрофами.

По словам источника в «Траснефти», недовольство у его руководства вызвала работа Госстроя по актуализации двух документов — СНиПа по строительству магистральных нефтепроводов, созданный в 1985 году, и СНиПа от 1980 года для магистральных трубопроводов. Эти документы диктовали требования к строительству магистральных трубопроводов, предназначенных для транспортировки как жидких, так и газообразных углеводородов. В 2012 году по поручению Минрегиона «Транснефть» и «Газпром» подготовили свои варианты СНиПов, в которых должны были быть учтены новые технологии, современные механизмы и конструкции. Представители этих компаний, а также представители СРО «Нефтегазстрой» и Госстроя в рамках экспертной группы провели ряд совещаний и экспертиз по этому поводу. Но в результате в январе 2012 года Госстрой издал приказы об утверждении сводов правил, в которых не были учтены предложения «Транснефти» и «Газпрома».

— Документ почти не отличался от СНиПов 1980–1985 годов, — подтвердил заместитель гендиректора СРО «Нефтегазстрой» Виктор Кирсанов.

По его словам, для финальной версии СНиПов Госстроя «Транснефть» и «Газпром» разработали порядка 900 замечаний, позже этот список был сокращен до 15. Больше всего споров вызвал вопрос увеличения глубины залегания труб на подводных переходах. Согласно старой версии документа, заглубления не должны превышать 1 м. Госстрой сохранил этот порог. «Транснефть» выдвинула предложения делать заглубления не менее 2 м. В компании считают, что хоть это и приведет к удорожанию строительства, но предохранит трубопроводы от размывания и преждевременной коррозии. Такое же требование к строительству своих труб выдвинул «Газпром».

— «Траснефть» просила прописать всё подробно вплоть до того, сколько коррозии допускается на электроде, сколько в проволоке сварочной. В целом компании требуют внести сильную детализацию, — говорит Виктор Кирсанов. — Но мы считаем, что в своде правил такой детализации быть не должно, это утяжелит документ.

По словам же источника в «Транснефти», игнорирование дополнений компании может повлечь за собой печальные последствия для магистрального трубопроводного транспорта страны вплоть до техногенных катастроф.

В управлении информацией «Газпрома» подтвердили, что компания предоставляла ряд замечаний к сводам правил по строительству магистральных трубопроводов, однако утвержденных документов газовики не видели. Пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин не захотел комментировать ситуацию.

По мнению заместителя главы Росприроднадзора Амирхана Амирханова, СНиПы должны быть как можно более детальными и тщательно проработанными.

 — СНиПы должны учитывать все региональные особенности, везде условия разные, в одном случае — вечная мерзлота, в другом — пустыни, в третьем — болота. Они должны учитывать не только затраты на строительство, но и все эти обстоятельства, учитывать экологическую обстановку. Конечно, чем больше залегание трубы, тем больше затрат, тем больше вынутого грунта и объема работ, на другой чаше весов — опасность техногенных катастроф, — считает Амирхан Амирханов.

По данным Росприроднадзора, больше всего катастроф всё же происходит из-за незаконных врезок, но бывают аварии и по вине строителей, которые часто нарушают технологию при сварке стыков труб либо нарушают углы наклона труб при прокладке.

Не согласны с мнением эксперта-эколога представители строительной отрасли.

 — Газо- и нефтепроводы эксплуатируются уже 40 лет. Да, были аварии, серьезные аварии, то ее переедут где-то не там, то откопают где-то не там, но спросите их, сколько аварий приходилось на первые 3–5 лет эксплуатации по вине строителей. Есть ли бы даже этот СНиП не менялся вовсе, никаких катастроф бы техногенных не произошло. Глубина залегания — это не основная проблема в строительстве трубопроводов, важнее вопрос качества, а нам, строителям, копать на метр или на два — всё равно, — считает Виктор Кирсанов.

Источник в Госстрое, порекомендовал «Транснефти» представить научное обоснование необходимости увеличить глубину залегания труб. Официально в агентстве претензии «Транснефти» и «Газпрома» комментировать отказались.

Комментарии
Прямой эфир