Чисто английское производство
Завод Castle Bromwich Assembly Plant в Бирмингеме – один из самых современных в мире автомобилестроительных заводов c 75-летней историей. Когда-то он начинался с авиационного производства для ВВС Британии, затем – в 40-е годы прошлого века – был переориентирован на военную авиацию. После Второй мировой войны здесь изготавливали кузова для автомобилей Austin, а позднее – и для марок Triumph, Rover, Mini. Затем пришел черед и Jaguar. Какими технологиями сегодня гордятся на этом заводе, «Известия» интересовались непосредственно на производстве.
Неудивительно, что Jaguar стал первым автомобилем, который начали производить из алюминия, чем компания очень гордится. Остальные автомобилестроители лишь позаимствовали это ноу-хау. В свое время тут из алюминия начинали строить самолеты, в частности знаменитый английский Spitfire. При этом само производство высокозатратно, а в ремонте алюминий не только дорог, но еще и сложен. Но главное преимущество алюминиевого кузова – в снижении массы автомобиля и, следовательно, увеличении экономичности. Все панели полностью штампуются из металлических листов здесь же, в одном из цехов. Проблему плохой свариваемости алюминиевых сплавов придумали решить с помощью стальной клепки, которая «вдавливается» в материал, образуя тем самым надежное соединение. Стальные клепки – еще один предмет гордости, именно со знакомства с ними и начинается экскурсия по заводу.
Сегодня в Castle Bromwich производят и собирают четыре модели автомобилей Jaguar. В 2012-м к первым трем (XF, XK и XJ) присоединилась и еще одна, совершенно новая, – F‑Type, которую широкой публике представили только в сентябре 2012 года на Парижском автосалоне. Гид на заводе произносит ее название с явным придыханием и обещает показать «на сладкое» – в конце экскурсии.
Завод Jaguar занимает площадь в 452 тыс. кв. метров. Производство не поражает своими размерами, как, например, такие заводы-гиганты, как Ford. Здесь все очень по-английски: тихо, спокойно, без лишнего шума. Производство люксовых автомобилей не терпит суеты, торопливость сказывается на качестве. Большинство цехов практически полностью роботизировано. Роботы поднимают и переворачивают габаритные детали, подвозят их на другие операции, выверяют толщину и вес отдельных элементов. В зависимости от модели на долю роботов выпадает до 80% операций.

Общее впечатление от цехов складывается… фантастическое, кажется, что перед тобой картинка из фильма, где планету захватили роботы. Но персонал при этом – около 2500 человек. Люди делают самую важную работу – например, проверяют результаты. Проверку проходит одна деталь из партии в 25 штук. Отдельно измеряют все зазоры между деталями кузова, которые должны быть не больше 2 мм. Любопытно, что при первоначальной сборке на дверях используют специальные грузы, которые по весу равны всей внутренней начинке: чтобы все сразу встало на свои места. На взгляд и на ощупь проверяются ровность кузова и гладкость лакокрасочного покрытия. Проблемное место обводят кружочком и отправляют на доработку. В цехе, который занимается укладкой ковриков и проводки, тоже работают преимущественно люди. На весь коллектив только два робота, которые вклеивают стекла и строго дозируют подачу клея.
После финальных тестов отсеивается около 12% автомобилей. За каждой машиной закрепляется паспорт, где ведется стенограмма ответственных за сборку: кто конкретно что сделал. В итоге все вовлеченные в процесс рабочие несут личную ответственность за качество операций в производственном цикле.
В день выпускают около 80 кузовов моделей XF и XJ. XK – значительно меньше, ну а F‑Type – вообще практически штучная сборка.
В каждом цехе производятся кузова только одной модели. Но зато все модификации идут на конвейере вместе: короткие и длинные кузова (например, XJL), монопривод и полный привод (с конца 2012 года Jaguar начал производство полноприводных моделей XF), правый руль и левый руль (на Британию, Европу и Америку). Тут же выполняют и индивидуальные заказы. На специальной ведомости, прикрепленной к кузову, указаны все характеристики машины, включая цвет кузова и материалы внутренней отделки, а также страну, куда эта машина предназначена к отправке. На сборку автомобиля уходит 6 недель. А еще через неделю его можно купить в салоне. Для россиян сроки поставки, к сожалению, намного больше, и связано это с таможенными и транспортными хлопотами.
Любопытно, что в Великобритании у «Ягуара» репутация машины для… пенсионеров. Этот образ складывался на протяжении многих лет, и сейчас производителю очень сложно его перебороть. Именно эта репутация и стала одной из причин разработки и выпуска новой модели – Jaguar F-Type, изящного и очень быстрого кабриолета, который рассчитан на молодежный сегмент рынка. Самый «простой» F-Type обладает 3-литровой форсированной V-образной шестеркой, мощностью в 340 л. с. и разгоном до 100 км/ч чуть больше чем за 5 с. В Великобритании стоимость этого автомобиля начинается от 58 тыс. фунтов стерлингов. В России цены пока не объявлены, в продаже модель появится только летом 2013 года.
Сейчас F-Type – единственная машина из всего модельного ряда Jaguar, которую снабдили стандартным рычагом переключения передач, а не шайбой, как в остальных моделях. Говорят, молодежи больше нравится КПП, похожая на джойстик, нежели на кран в ванной. Она же – единственная, которую планируют выпускать с МКПП.
Цех по производству F-Type чем-то напоминает музей. Каждый цикл производства – витрину ювелирной фабрики. Даже сотрудники тут разговаривают, слегка понизив голос, что только придает таинственности происходящему. Но автор этих строк не сумела сдержать громкого вздоха, когда ей рассказывали, как первые пробные экземпляры F-Type были традиционно отправлены на ликвидацию, ибо служили лишь отправной точкой для дальнейшего производства. Но наш гид даже глазом не моргнул. Чисто английская выдержка!