Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Иван III вернулся в Кремль

На выставке «Великий князь Иван III» о первом русском государе рассказывают иконы, монеты, книги и утварь
0
Иван III вернулся в Кремль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Одностолпной палате патриаршего дворца Московского Кремля открылась выставка «Великий князь Иван III». Экспозицию назвали по имени правителя, однако его личность практически не видна: речь идет не о конкретном человеке, а об эпохе второй половины XV — начала XVI века.Иван III вернулся в КремльИван III вернулся в Кремль

— Во-первых, мы не ставили задачи показать личность Ивана III, поскольку считаем, что она раскрывается в его деяниях, — сказала «Известиям» куратор выставки Татьяна Самойлова. — Во-вторых, личные вещи Ивана III просто не сохранились: у нас нет посуды, которой он пользовался, или, например, его одежды, или сапог.Иван III вернулся в Кремль

Иван III чувствовал себя наследником византийских государей и вводил в свой бытовой и ритуальный обиход символы павшей под ударами турок Византийской империи. В разделе «Византийское наследие и личное благочестие государя» показывают мощевики, нательные кресты великого князя и членов его семьи. Для современников великолепие этих реликвий было самым зримым доказательством «семейного единства и братства» с императорами. А уж когда Иван III женился на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина, эстафета была перенята окончательно.Иван III вернулся в КремльИван III вернулся в КремльИван III вернулся в Кремль

Кстати, именно с Софьей Палеолог на Русь приехал один из экспонатов выставки — «Корсунский крест».

— Он имеет католическую форму, — комментирует Татьяна Самойлова, — и показывает, что в Риме надеялись через жену Великого князя влиять на Русь. С этим крестом Софья должна была въехать в Кремль, но Иван III выслал навстречу послов, которые заставили убрать крест в обоз. Затем он хранился в Успенском соборе, почитался и участвовал в крестных ходах.Иван III вернулся в КремльИван III вернулся в Кремль

Католический крест можно сравнить со стоящим рядом православным — это «Киликиевский крест» с резными вставками из кости: рельефно изображены византийские святые властители Константин и Елена, а под ними — святые русские князья Владимир, Борис и Глеб. Их считали и «сродниками по плоти», и первыми молитвенниками о победах русского оружия.

— Именно с этим крестом Иван III ходил в свой первый поход на Казань, когда под его знамена встали многие княжества. Потом он оставался в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, и оттуда Иван IV Грозный взял эту дедовскую святыню в победоносный поход на Казанское ханство, — рассказала Татьяна Самойлова.

Выставка в целом производит впечатление церковной, а не светской: обилие икон, в том числе больших храмовых, чаши и кадила, рукописные священные книги.Иван III вернулся в Кремль

Иван III, с одной стороны, явно был любителем и ценителем иконописи, с другой стороны, проводил собственную «культурную политику»: заказывал храмовую живопись и иконы для храмов в отдаленных уголках государства, чтобы обеспечить его единство не только в политическом, но и в культурном плане.

Так, по его заказу появились знаменитые фрески Ферапонтова монастыря и иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Теперь экспонаты на выставку привезли в том числе из Вологды и Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Целый раздел выставки посвящен собиранию русских земель вокруг Москвы. Татьяна Самойлова рассказала «Известиям» о маленьком, но самом красноречивом экспонате — «угорском» золотом (своих золотых денег на Руси до этого не было, и за образец взяли венгерские). Монета, отчеканенная Иваном III в честь своего восшествия на престол, сохранилась в единственном экземпляре. По кругу идет надпись: «Великий князь и государь всея Руси».Иван III вернулся в КремльИван III вернулся в Кремль

Экспозиция рассказывает также об утверждении независимости Русской церкви от Константинополя и о строительстве Кремля итальянскими архитекторами. Фрагменты колонн с резными украшениями напоминают о возведении при Иване III Успенского и Благовещенского соборов и Грановитой палаты, превращении Кремля в крепость европейского типа. И хотя Одностолпная палата патриаршего дворца, где расположилась сама выставка, появилась позже, можно сказать, что Иван III вернулся в построенный им самим Кремль.

Выставка продлится до 14 июля.Иван III вернулся в КремльИван III вернулся в Кремль

Комментарии
Прямой эфир