Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Спорт
Боец Фомичев назвал скорость ключом к сильному удару
Экономика
ФПК презентовала обновленный поезд «Жемчужина Кавказа» с вагоном-спа
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
Директор «Кукрыниксов» поддержал идею об установке камер возле могилы Горшенёва

«Транснефть» жалуется в правительство на качество российской нефти

Российское сырье становится все хуже, но денежными потерями нефтяникам это пока не грозит, полагают эксперты
0
«Транснефть» жалуется в правительство на качество российской нефти
Фото: Сергей Мамонтов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По итогам 2012 года «Транснефть» констатировала ухудшение качество нефти, закачиваемой в трубопроводы российскими компаниями. В этом году тенденция продолжится, уверены трубопроводчики. Для исправления ситуации «Транснефть» предлагает правительству решить вопрос с повышением уровня переработки высокосернистой нефти на НПЗ в Центральной России, а также «разбавлять» «проблемной» нефтью поставки в восточном направлении. Обращаясь к властям, компания страхует себя от возможных претензий со стороны нефтяников, полагают эксперты.  

«Транснефть» предлагает правительству «консолидировать действия» ученых и компаний нефтяного сектора в связи с ухудшением качества добываемого в России черного золота. Анализ ситуации и возможные меры по ее стабилизации и улучшению глава «Транснефти» Николай Токарев изложил в докладе вице-премьеру Аркадию Дворковичу (копия есть в распоряжении «Известий»).

По итогам 2012 года качество нефти, поставляемой в нефтепроводы, ухудшилось, тенденция сохранится и в этом году, полагает транспортный оператор. В прошлом году добыча высокосернистого сырья в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии и Оренбургской области выросла на 3,4 млн т, составив 72,5 млн. В 2013 году этот показатель увеличится до 76,5 млн т. Общая «сернистость» нефти в России ежегодно растет с 2007 года на 0,01%, также повышается плотность сырья. Количество высокосернистого сырья, подмешиваемого и в так «сернистые» грузопотоки экспортного направления и НПЗ Центра и Приволжья, выросло с 53,2 млн т в 2010 году до 62 млн т, по прогнозу 2013 года.

Наряду с фактором выработки месторождений на качество нефти в трубопроводах влияют и другие факторы. Так, «Транснефть» совместно с Минэнерго был выявлен ряд компаний, чьи мини-НПЗ отбирали легкие фракции, а оставшийся тяжелый компонент закачивали в трубопроводы.

Впрочем, проблемы есть и с относительно новыми месторождениями — нефти Ванкорского (добыча по итогам 2012 года — 18 млн т) и Русского месторождений (выданы техусловия на подключение) имеют «осложненные реологические характеристики», то есть являются более вязкими. Сырье Ярегского месторождения, прием которого в трубопроводную систему уже начался, при стандартных условиях вообще не транспортируется, так как «не течет».

Дополнительно осложняют ситуацию и сами нефтяные компании, строго следящие за своими экономическими интересами, сетуют в «Транснефти». Так, легкая нефть Харьягинского месторождения (разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции) «целенаправленно» экспортировалась, минуя систему «Транснефти», что повысило плотность и содержание серы в сырье на грузоучастке Уса–Ярославль на 0,3% (до 1,1%). В грузопотоках западного направления было снижено количество малосернистой нефти, которую забирали Антипинский, Омский НПЗ и заводы Кемеровской области (Анжерский НПЗ, Яйский НПЗ и др.). Усугубляет ситуацию технологическая неготовность нового НПЗ «Танеко» в Татарстане. Предполагалось, что с 2013 года завод будет перерабатывать 7 млн т высокосернистой нефти (до 2,33% серы, через три года показатель должен был составлять уже 3,5%). Однако в прошлом году «Танеко» заявило, что не будет принимать высокосернистую нефть до 2016 года.   

Опрошенные «Известиями» нефтяные компании не стали вчера комментировать обращение в правительство «Транснефти».

В прошлом году «Транснефть» сообщала, что за два года уровень сернистости российской нефти (реализуется на Запад под маркой Urals), прокачиваемой по нефтепроводу «Дружба», вырос на 0,15% (до 1,56%), в порту Новороссийска — на 0,1% (до 1,4%).

В «Транснефти» уверены, что для решения проблемы необходимо реконструировать российские НПЗ, увеличивая объем переработки высокосернистой и «плотной» нефти. По расчетам «Транснефти» мощности «Танеко» по высокосернистой нефти должны составлять 7 млн т, на уфимской группе НПЗ вырасти до 9,6 млн т, на самарской группе — до 8 млн.

Еще один путь решения проблемы — разбавление низкокачественным сырьем поставок на восток. В настоящий момент по нефтепроводу ВСТО прокачивается черное золото, продающееся за границей под маркой Espo. Здесь у российской нефти еще есть запас прочности. Предельный показатель сернистости нефти этой марки составляет 0,65%, тогда как в прошлом году показатель составлял лишь 0,51%.    

В теории ухудшение показателей по качеству должно влиять на цену нефти. Ранее «Транснефть» приводила формулу, по которой увеличение на 0,1% сернистости снижает стоимость барреля на $0,12. Однако на практике этого не происходит.

— Brent (эталонная марка нефти, добываемой в Северном море) падает по качеству точно так же, как и Urals, но это не сказывается на ее позиции на рынке, так как нефть используется в большей степени как защитно-инвестиционный актив, поэтому пока спекулятивная составляющая останется высокой, Urals не грозит резкое падение из-за снижения качества, — уверен вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Обращение «Транснефти» в правительство — это скорее перестраховочный шаг и попытка усилить свои аппаратные позиции в переговорах с нефтяниками. В случае финансовых потерь из-за снижения качества нефти «Транснефть», смешивающая нефть в трубе, ничего не потеряет, так как «заранее предупреждала», полагает эксперт.

— Ухудшение качества поставляемой на НПЗ нефти усложняет процесс переработки и снижает выход светлых нефтепродуктов. Как следствие, это может потребовать дополнительных затрат (как операционных, так и капитальных) для заводов. При этом снижение качественных характеристик российской нефти пока не находит отражения в ценовой разнице между сортами Brent и Urals. Средний разрыв в цене между Brent и Urals составил в 2012 году — $ 1,7 за баррель, в 2011-м — $1,8, тогда как в 2007 году он был более $3, а в 2004-м — $4, — отмечает директор по аналитике московского нефтегазового центра Ernst & Young Денис Борисов.

Впрочем, направить большой объем «сложной» нефти на восток не получится, уверен начальник отдела инвестанализа ИГ «Универ Капитал» Дмитрий Александров. Превышение показателей по сернистости сверх лимитов приведет к снижению цен, и что еще хуже, может подорвать доверие к молодому бренду Espo. Но жесткую позицию о необходимости модернизации российских НПЗ эксперт разделяет. В условиях когда добыча не растет, нефтяники должны направлять средства на расширение и углубление переработки, так что если позиция «Транснефти» будет поддержана, нефтяным компаниям грозят дополнительные расходы на модернизацию.

Комментарии
Прямой эфир