Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Российский флаг заметнее всего в Арктике

Судовладельцы предпочитают регистрировать корабли за границей, несмотря на все усилия правительства
0
Российский флаг заметнее всего в Арктике
Фото: REUTERS/Yuri Maltsev
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Отечественный торговый флот возвращается под российскую юрисдикцию, всё больше кораблей ходит под флагом РФ, так что принятые в последние годы меры могут быть признаны эффективными, считают в правительстве. Поправки в законодательство, направленные на поддержку судостроения и судоходства, позволили создать условия для обновления флота и повысили привлекательность регистрации судов в России, говорится в докладе вице-премьера Аркадия Дворковича, направленном президенту (есть в распоряжении «Известий»). В качестве иллюстрации позитивного развития в документе указывается, что в последней три года существенно выросло количество заказов на новые суда: в 2012 году построено 59 кораблей, в процессе строительства находятся еще 123. При этом 70% строящихся в России судов имеют ледовый класс и оборудуются специальным усилением корпуса.

По данным вице-премьера, на сегодняшний день в Российском международном реестре судов зарегистрировано 568 единиц флота, и это позиционируется как достижение. Но в России существует два реестра: Российский международный реестр судов, появившийся в середине 2000-х годов, предусматривает определенные налоговые льготы. При этом, на данный момент Российским морским регистром судоходства сертифицировано 3765 судов.

По данным Международной федерации транспортников, только на российском Дальнем Востоке сегодня более 300 судовладельцев оперируют кораблями под «удобным флагом» иностранных государств, а общее их количество учету не поддается. Динамика строительства новых российских кораблей, по данным морского регистра, менее радужная. В 2009 году построено и зарегистрировано в морском регистре 21 судно, в 2010-м — 21, в 2011-м — 40, в 2012-м — 42. Определенный рост, но все ли из строящихся кораблей будут зарегистрированы под российским флагом — неизвестно.

Первоначально международный реестр создавался как альтернатива «удобному флагу», с наличием ограничений по районам плавания и видам деятельности — в целях защиты отечественного внутреннего судоходства. С введением в него ряда поправок он, по сути, превратился в облегченную версию первого, дополненную налоговыми льготами. Однако преференции выглядят небесспорными. Так, если судовладелец решит выйти из него до истечения 10 лет с момента регистрации, он обязан компенсировать все полагающиеся льготы по налогам и сборы. Сейчас эксперты отрасли говорят, что проще было вносить все эти поправки в первый реестр и не создавать этой ненужной параллельной структуры.

На фоне общего улучшения экономической ситуации и интенсификации использования Северного морского пути и освоения Арктики, в том числе планов разработки углеводородов на шельфе, потребность в судах ледового класса выросла. Поскольку навигация в Арктике законодательно ограничена и к работе допускаются только суда под российским флагом, с учетом финансовых льгот для отечественного судостроения заказ кораблей ледового класса на российских верфях стал экономически оправдан. В прочих же случаях, особенно если судно строится за рубежом и приобретается в лизинг, судовладельцу проще и дешевле зарегистрировать его в странах «удобного флага».

По мнению главного редактора сетевого издания «Морской бюллетень» Михаила Войтенко, ситуация очень простая: сегодня под отечественный флаг идут исключительно для того, чтобы иметь возможность работать в каботаже. Это внутренние перевозки между российскими портами, не имеющие отношения к внешнеторговым операциям.

— Убрать эту «морковку» — и все тут же разбегутся. Российский флаг не дает ни выгод, ни преимуществ, ни защиты в случае чего, — говорит эксперт. — Зато с ним крайне много мороки.

 Координатор Международной федерации транспортных рабочих (МФТ-ITF) Сергей Фишов придерживается сходного мнения.

— На сегодняшний день подавляющее большинство российских судовладельцев предпочитает «удобный флаг». Под российским флагом ходят исключительно там, где законодательство не допускает использования судов, приписанных к иностранным портам, в Арктике и на внутренних водных путях, — объясняет Сергей Фишов. — Если даже крупнейшая судоходная корпорация «Совкомфлот», принадлежащая государству, и то процентов на 90 регистрирует свои суда под удобным флагом, это показатель.

По мнению эксперта, сегодня невозможно настолько избавить судовладельца от налогов, пошлин, бюрократии и прочих российских реалий, чтобы российская регистрация стала привлекательнее, чем флаг Панамы, Либерии, Мальты, Камбоджи и Филиппин.

В пресс-службе «Совкомфлота» «Известиям» рассказали, что, действительно, сегодня налоговая нагрузка на судовладельца в России такова, что несмотря на все льготы, изобретенные правительством в рамках Российского международного реестра судов, оптимальным является регистрация в иностранных портах. Это избавляет от необходимости уплаты налогов, таможенных сборов при ремонте, социальных выплат в отечественный бюджет. Исключением являются суда, предназначенные для работы в Арктике. Именно поэтому операторы, работающие в арктических морях, в том числе «Совкомфлот», сейчас строят и регистрируют суда ледового класса в России, а не за рубежом.

Таким образом, власти отчитались об успешном выполнении президентского поручения, но специалисты принципиальных изменений в ситуации не видят.

Комментарии
Прямой эфир