Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 59 БПЛА над регионами России
Мир
Мэра Стамбула Имамоглу отправили под арест
Мир
Администрация Эрдогана опровергла информацию об ограничении телевещания
Армия
Оператор БПЛА Росгвардии уничтожил опорный пункт ВСУ в Черниговской области
Мир
Около 400 человек провели митинг у автосалона Tesla против Маcка
Мир
Путин и Вучич 9 мая проведут переговоры в Москве
Мир
Израиль предложил ХАМАС новый план по освобождению заложников
Армия
Российский штурмовик в одиночку подорвал минами два блиндажа ВСУ с пехотой
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 23 марта
Мир
Оппозиция Турции продолжила массовые протесты после задержания Имамоглу
Мир
Захарова раскритиковала визит посла Канады на Пискаревское кладбище
Общество
Вильфанд спрогнозировал для 2025 года место в пятерке самых теплых в истории
Мир
Прокуратура Турции ходатайствовала об аресте мэра Стамбула Имамоглу
Мир
США депортировали группу венесуэльских мигрантов на базу Гуантанамо
Мир
Ульянов усомнился в понимании ЕС значения слова «независимость»
Спорт
Овечкин занял девятое место по очкам в равных составах за всю историю НХЛ
Общество
В МВД посоветовали не использовать открытый Wi-Fi в общественных местах

Столичный Новый Манеж стал большой лавкой

На выставке вывесок и рекламных плакатов анонимные хлебобулочные изделия соседствуют с калачами Кончаловского
0
Столичный Новый Манеж стал большой лавкой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Новом Манеже в Москве открылась выставка «Всё на продажу»: вывески, убранство витрин, рекламные плакаты, знамена ремесленных цехов, кассовые аппараты и весы — всё, что составляло гордость и дореволюционной торговой лавки, и советского магазина.

Посетитель чувствует себя, как в сказке Андерсена «О том, как буря перевесила вывески». Перевесила она их в строгом музейном порядке, снабдив каждую табличкой. Только выбирать практически не пришлось: памятников такого рода сохранилось мало, из запасников Музея истории Санкт-Петербурга, Музея истории Москвы, Исторического музея, Музея архитектуры имени А.В. Щусева, Музея В.В. Маяковского и частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга «выгребли» практически всё.

Столичный Новый Манеж стал большой лавкой— Эти вещи просто уничтожали или выбрасывали на помойку, считая не ценностью, а скорее «антиценностью», — сказала «Известиям» куратор выставки Марина Лошак. — Счастье, что были эстеты и представители русского авангарда, которые понимали художественные достоинства вывесок и собирали их. Потом эти коллекции оказались в Музее истории Санкт-Петербурга — это чистое везение. Другие экспонаты сохранились случайно, в единичных экземплярах.

Кроме пренебрежения коллекционеров, вывески убивали уличные условия. Живопись на жести, даже попав в музей, не всегда поддается реставрации. Тем не менее сохранившиеся экземпляры дышат жизнелюбием.

Столичный Новый Манеж стал большой лавкой«Живая рыба» сохранила свою «живость» с начала ХХ века, а вертикальное панно «Ветчина — колбаса» показывает эволюцию мясопродукта от первого к второму так, что чувствуешь запах колбасной лавки.

Рекламный плакат конфетно-шоколадной компании «М. Конради, Санкт-Петербург» рассказывает историю флирта: галантный кавалер угощает даму не то зефиром, не то засахаренным мармеладом.

«Я ем консервы только товарищества Иосифа С. Кефели (Балаклава, Крым)», — сообщает холеный усач, восседающий за уставленным сардинами и «осетриной в томате» столом.

Столичный Новый Манеж стал большой лавкойПапиросы и виноград объединяются на витражной витрине табачно-фруктового магазина. Знамена ремесленных цехов — шляпно-шапочного, квасного, булочного, «перчатного» — украшены золотыми нитями и геральдической символикой: явно, что мастера и жили неплохо, и делом своим гордились. С картинами соседствуют объемные муляжи бараньей ноги, циклопической перчатки или огромного кренделя.

Рядом с безымянными композициями на темы хлеба и мяса — «Хлебы на зеленом» Кончаловского. Вывеска вдохновляла Бориса Кустодиева, Наталью Гончарову и Михаила Ларионова. Они шли от искусства к вывеске, но и вывеска проложила путь к искусству.

Столичный Новый Манеж стал большой лавкой— Нико Пиросмани — представитель анонимного искусства, получивший мировую славу. Было и много других больших художников, чьих имен мы не знаем. Видя их вывески рядом с Кончаловским, понимаешь, что подчас мощное анонимное искусство побеждает профессионалов, — считает Марина Лошак.

Несколько работ Пиросмани можно увидеть здесь же. Как и табличку «Дача продается», отлитую в металле. Сегодня желание увековечить данное объявление кажется странным, может, и дачи той давно нет. Впрочем, современный билборд с аналогичным объявлением и номером телефона наверняка обходится заказчикам дороже.

Столичный Новый Манеж стал большой лавкойНемало внимания на выставке уделено советскому периоду. Даже смотрительниц в музее одели продавщицами советского времени, только раздраженного «Вас много — я одна» от них не услышишь. 

Экспонаты времен победившего социализма вызывают приступ ностальгии. Как, например, «образцы принимаемых стеклобутылок, имеющих залоговую стоимость». Многие ведь уже подзабыли, чем бутылка для минералки отличалась от пивной бутылки, а «тот самый вкус», обещанный современной рекламой, на самом деле далеко не «тот».

Выставка открыта до 17 марта.

Столичный Новый Манеж стал большой лавкойСтоличный Новый Манеж стал большой лавкойСтоличный Новый Манеж стал большой лавкойСтоличный Новый Манеж стал большой лавкойСтоличный Новый Манеж стал большой лавкойСтоличный Новый Манеж стал большой лавкой

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир