Российский АВАКС морально устарел до появления на свет
Главкомат Военно-воздушных сил перенес срок окончания проекта самолета А-100 дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) с 2015 года на 2017-й. Тем самым военные пошли навстречу неоднократным просьбам разработчика А-100 — московского ОАО «Концерн радиостроения Вега», заявил «Известиям» информированный источник в главкомате.
— Одна из причин пролонгации проекта — неготовность военно-транспортного Ил-76МД-90, который в прессе именуется Ил-476. На его базе и создается А-100, но пока, как вам известно, летает только один опытный экземпляр. Чтобы сделать из него настоящий самолет ДРЛО, конструкторы должны иметь серийную машину и знать все нюансы аэродинамики, — рассказал он.
Глубоко модернизированный Ил-76МД-90 еще не пошел в серию, а Минобороны уже связывает с ним обширные планы. Самолет может стать даже фактором российско-украинских межгосударственных отношений.
Однако сейчас представители заказчика, то есть Минобороны, обуяны сомнениями в способности концерна дать результат. Собеседник в ВВС сообщил «Известиям», что в радаре обнаружен ряд конструкторских просчетов, которые ставят под вопрос его работоспособность.
Программа «отечественного АВАКСа» началась в 2000 году. Конкурс выиграл концерн ПВО «Алмаз-Антей», который предполагал создать на базе А-100 сложный многопозиционный комплекс разведки, предупреждения и оповещения. Из-за больших габаритов оборудования в качестве носителя рассматривался тяжелый Ил-76 или вообще широкофюзеляжный Ан-124 «Руслан».
Работы велись ни шатко ни валко. В 2002 году Минобороны разорвало договор с концерном и предложило передать всю документацию «Веге», а спустя семь лет выделило для экспериментов один Ил-76. К 2010 году стало понятно, что концерн радиостроения отстает от графика, самолет с предварительным оборудованием не совершил ни одного полета, а застрял на полигоне Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева.
Официально же гендиректор «Веги» Владимир Верба выражался весьма оптимистично, пообещав серьезный прорыв и готовность проекта через три–четыре года. В 2011 году тогдашний главком ВВС Александр Зелин уточнил, что А-100 поднимется в воздух в 2016 году.
Информированные источники в ОПК говорят «Известиям», что на самом деле в тот момент произошло одно стоящее событие — заказчик и исполнитель согласовали кандидатуру Ил-76МД-90 в качестве базовой модели. А основные проблемы остались прежними, и даже прибавились новые из-за замены самолета-носителя.
Во-первых, А-100 создавался под «обычный» Ил-76, и замена базы потребовала полной переработки систем, новых продувок в аэродинамических трубах, изменения состава бортового оборудования. По сути, комплекс опять начали создавать с нуля.
Во-вторых, его РЛС с двумя фазированными решетками, которые улавливают радиоизлучения и отражения, согласно тактико-техническому заданию Минобороны должна работать в двух диапазонах (каких именно — гостайна). Кроме того, самолет-носитель необходимо оснастить средствами управления, пассивной разведки и радиоэлектронной борьбы. Основные проблемы возникли как раз с главным радаром, который и есть сердце, глаза и мозг А-100.
Офицер ВВС, участвовавший в проектах ДРЛО с 1982 года, сообщил «Известиям», что ни один жизненно важный прибор толком не работает.
— Документация по РЛС направлена на согласование с Минобороны, но вряд ли куратор программы — главкомат ВВС — ее одобрит. Главное, что радар работает в одном диапазоне, а не двух. Техническая документация пассивной разведки до сих пор не защищена перед заказчиком, и в прошлом году лишь проведены лабораторные работы, — рассказал он.
Специалист считает, что А-100 морально устарел до своего появления на свет. С конца 1990-х годов в передовых мировых державах поменялись как минимум три поколения систем управления и разведки, исходя из теории так называемых сетецентричных войн. Вкратце это означает создание мощных глобальных сетей, которые объединяют и заменяют все существующие военные стратегии, причем война становится сетевым явлением, а боевые действия — сетевыми процессами.
Несмотря на кажущуюся фантастичность этой теории, современные американские системы АВАКС Е-3С с радаром AN/APY-2 созданы именно с прицелом на сетецентричную войну. В отечественном же А-100 реализованы принципы и системы начала 1990-х, уверен собеседник «Известий». Он не исключил, что проект будет закрыт.
Однако его коллега в главкомате ВВС считает, что на российском ДРЛО ставить крест рано.
— Надеюсь, серийное производство Ил-76МД-90 все-таки начнется до 2016 года. Тогда можно будет монтировать комплекс ДРЛО на их бортах, тестировать системы и лишь затем поддаваться алармистским настроениям, — успокоил он.
По его словам, проверить взаимодействие комплекса со штатными бортовыми приборами и изучить влияние корпуса машины на радарное поле вокруг можно только на серийной машине. В свою очередь, представители концерна «Вега» от комментариев воздержались.