Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Дело возбудили после взрыва газа в жилом доме в Сызрани
Экономика
СМИ сообщили об ограничении работы карт UnionPay Газпромбанка в ряде стран
Политика
Путин подписал закон о штрафах за пропаганду чайлдфри
Мир
Захарова назвала разрешение Франции бить ракетами по РФ добиванием Украины
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Политика
Путин подписал закон о списании до 10 млн рублей долгов по кредитам участникам СВО
Мир
В Турции указали на открытый выбор Западом стороны в украинском конфликте
Общество
В одном из районов Карелии ввели режим ЧС из-за массовых отключений электричества
Наука и техника
Корабль «Прогресс МС-29» с 2,5 тыс. кг груза пристыковался к МКС
Спорт
В матче РПЛ «Ростов» после дубля Голенкова победил ЦСКА
Армия
Опубликованы кадры уничтожения автомобильной техники ВСУ под Харьковом
Общество
В Московский зоопарк привезут еще двух малайских медвежат
Мир
На границе Украины поймали заплативших по $10 тыс. за переправку в Венгрию уклонистов
Общество
В Сочи ожидаются смерчи и волны высотой до 3 м
Мир
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с Украиной
Здоровье
Главный онколог России заявил об улучшении работы службы после разрыва с Западом
Мир
В США призвали к импичменту Байдена после удара Россией «Орешником» по Украине
Мир
Bild сообщила о поставке Украине лишь 6,5% обещанных ФРГ бронемашин MRAP

Российский АВАКС морально устарел до появления на свет

Проект дальнего радиолокационного обнаружения вступит в строй на два года позже срока
0
Российский АВАКС морально устарел до появления на свет
Фото: Allocer/wikimedia.org
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Главкомат Военно-воздушных сил перенес срок окончания проекта самолета А-100 дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) с 2015 года на 2017-й. Тем самым военные пошли навстречу неоднократным просьбам разработчика А-100 — московского ОАО «Концерн радиостроения Вега», заявил «Известиям» информированный источник в главкомате.

— Одна из причин пролонгации проекта — неготовность военно-транспортного Ил-76МД-90, который в прессе именуется Ил-476. На его базе и создается А-100, но пока, как вам известно, летает только один опытный экземпляр. Чтобы сделать из него настоящий самолет ДРЛО, конструкторы должны иметь серийную машину и знать все нюансы аэродинамики, — рассказал он.

Глубоко модернизированный Ил-76МД-90 еще не пошел в серию, а Минобороны уже связывает с ним обширные планы. Самолет может стать даже фактором российско-украинских межгосударственных отношений

Однако сейчас представители заказчика, то есть Минобороны, обуяны сомнениями в способности концерна дать результат. Собеседник в ВВС сообщил «Известиям», что в радаре обнаружен ряд конструкторских просчетов, которые ставят под вопрос его работоспособность.

Программа «отечественного АВАКСа» началась в 2000 году. Конкурс выиграл концерн ПВО «Алмаз-Антей», который предполагал создать на базе А-100 сложный многопозиционный комплекс разведки, предупреждения и оповещения. Из-за больших габаритов оборудования в качестве носителя рассматривался тяжелый Ил-76 или вообще широкофюзеляжный Ан-124 «Руслан». 

Работы велись ни шатко ни валко. В 2002 году Минобороны разорвало договор с концерном и предложило передать всю документацию «Веге», а спустя семь лет выделило для экспериментов один Ил-76. К 2010 году стало понятно, что концерн радиостроения отстает от графика, самолет с предварительным оборудованием не совершил ни одного полета, а застрял на полигоне Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева.

Официально же гендиректор «Веги» Владимир Верба выражался весьма оптимистично, пообещав серьезный прорыв и готовность проекта через три–четыре года. В 2011 году тогдашний главком ВВС Александр Зелин уточнил, что А-100 поднимется в воздух в 2016 году.

Информированные источники в ОПК говорят «Известиям», что на самом деле в тот момент произошло одно стоящее событие — заказчик и исполнитель согласовали кандидатуру Ил-76МД-90 в качестве базовой модели. А основные проблемы остались прежними, и даже прибавились новые из-за замены самолета-носителя.

Во-первых, А-100 создавался под «обычный» Ил-76, и замена базы потребовала полной переработки систем, новых продувок в аэродинамических трубах, изменения состава бортового оборудования. По сути, комплекс опять начали создавать с нуля. 

Во-вторых, его РЛС с двумя фазированными решетками, которые улавливают радиоизлучения и отражения, согласно тактико-техническому заданию Минобороны должна работать в двух диапазонах (каких именно — гостайна). Кроме того, самолет-носитель необходимо оснастить средствами управления, пассивной разведки и радиоэлектронной борьбы. Основные проблемы возникли как раз с главным радаром, который и есть сердце, глаза и мозг А-100.

Офицер ВВС, участвовавший в проектах ДРЛО с 1982 года, сообщил «Известиям», что ни один жизненно важный прибор толком не работает.

— Документация по РЛС направлена на согласование с Минобороны, но вряд ли куратор программы — главкомат ВВС — ее одобрит. Главное, что радар работает в одном диапазоне, а не двух. Техническая документация пассивной разведки до сих пор не защищена перед заказчиком, и в прошлом году лишь проведены лабораторные работы, — рассказал он. 

Специалист считает, что А-100 морально устарел до своего появления на свет. С конца 1990-х годов в передовых мировых державах поменялись как минимум три поколения систем управления и разведки, исходя из теории так называемых сетецентричных войн. Вкратце это означает создание мощных глобальных сетей, которые объединяют и заменяют все существующие военные стратегии, причем война становится сетевым явлением, а боевые действия — сетевыми процессами.

Несмотря на кажущуюся фантастичность этой теории, современные американские системы АВАКС Е-3С с радаром AN/APY-2 созданы именно с прицелом на сетецентричную войну. В отечественном же А-100 реализованы принципы и системы начала 1990-х, уверен собеседник «Известий». Он не исключил, что проект будет закрыт.

Однако его коллега в главкомате ВВС считает, что на российском ДРЛО ставить крест рано.

— Надеюсь, серийное производство Ил-76МД-90 все-таки начнется до 2016 года. Тогда можно будет монтировать комплекс ДРЛО на их бортах, тестировать системы и лишь затем поддаваться алармистским настроениям, — успокоил он. 

По его словам, проверить взаимодействие комплекса со штатными бортовыми приборами и изучить влияние корпуса машины на радарное поле вокруг можно только на серийной машине. В свою очередь, представители концерна «Вега» от комментариев воздержались.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир