Российским студиям-лидерам предписали биться за чертову дюжину
На заседании
попечительского совета Фонда кино исполнительный директор фонда Сергей Толстиков заявил о своем уходе с
занимаемого поста, и на его место был назначен Антон Малышев. По инициативе
главы попечительского совета Александра Жукова Толстикову было сделано
предложение остаться в фонде в роли советника, чтобы обеспечить преемственность
руководства.
Как сказал Толстиков в
разговоре с «Известиями», он готов принять это предложение, поскольку кино — особый
вид деятельности и тут непросто «сдать дела».
— Многие
проекты, запущенные при помощи фонда, уже в работе, какие-то вот-вот должны
запуститься, и действительно новому руководителю необходимо будет время, чтобы
войти в курс дел. Для меня в данном случае не важен мой собственный
статус. Я могу остаться в роли советника, а могу уйти, но всегда
отвечать на звонки Антона Малышева и давать ему самые развернутые консультации, — пообещал г-н Толстиков.
Основная задача, которая
стоит сейчас перед фондом, — увеличить долю российского кино, прежде всего фильмов студий — лидеров отечественного проката. При этом, как сказал
«Известиям» Сергей Толстиков, было решено, что касса не может стать абсолютно
превалирующим критерием. И экспертный совет фонда должен следить, чтобы качество
фильмов, получивших господдержку, не опускалось ниже определенного
уровня.
Обсуждению критериев
эффективности и была посвящена значительная часть заседания попечительского
совета. В результате было принято
решение, что доля фильмов студий — лидеров отечественного проката должна в 2013
году составить 13,2%. В 2012-м она была порядка 7,5%.
По поводу разумности этих
критериев мнения в профессиональном
сообществе разделились. Так, генеральный директор студии «Арт-Пикчерз», продюсер
Дмитрий Рудовский полагает, что эта задача вполне выполнима.
— Посмотрите на
бокс-офис, рвем кассу! — сказал он «Известиям». — «Три богатыря на
дальних берегах» с начала года собрали уже $30 млн. Это проект СТВ. Мы в этом году рассчитываем на $25–30 млн как минимум с нашими
двумя картинами — «Сталинградом» Федора Бондарчука и «Одноклассниками» Павла
Худякова.
Глава Киносоюза, режиссер
Андрей Прошкин, чей фильм «Орда» стал одним из главных событий минувшего года, не
разделяет оптимизма Дмитрия Рудовского.
— Ставка делается только на кассу, соответственно,
картина мира предельно упрощается, — заявил г-н Прошкин «Известиям». — Но дело не
только в этом. Лидерам предложено фактически удвоить свою долю по сравнению с прошлым
годом. Эта задача малореальная. Я голосовал против. А то, что критерии эти в
конечном итоге приняли, будет означать, что в следующем году из-за недобора
доли возникнет очередная революция в отрасли. От этого всех в кино лихорадит
и нормального процесса нет.
Против 13,2% голосовал и
Сергей Толстиков, поскольку, как он объяснил «Известиям», считает эту долю
совершенно необоснованной. С его точки зрения, корректнее вообще говорить не о
доле, а о предполагаемых сборах. Созданная фондом рабочая группа экспертов спрогнозировала
на 2013 год сборы лидеров в 4,9 млрд рублей.
По мнению Толстикова, это
тоже весьма оптимистичный прогноз, но под ним есть основания — в отличие от спущенных
сверху 13,2%. Толстиков поделился с «Известиями» своими опасениями, что расчеты
Министерства культуры и Минэкономразвития делались без серьезной
методологической базы и имеют скорее политический, мотивационный, а не экономический смысл.
Между тем именно слишком
оптимистичные расчеты прошлого года привели к тому, что правительство, в первую
очередь вице-премьер Владислав Сурков, потребовало от фонда скорректировать методы
работы. В конце 2011-го студии-лидеры, не проведя серьезного анализа ситуации,
пообещали увеличить свою долю на 2%, а в реальности ровно на те же 2% ее
уронили. Что и послужило импульсом к нынешней «революции» в отрасли.
Предложение Толстикова — говорить не о доле, а о сборах — поддерживает и глава крупнейшей
российской исследовательской компании в области кино Movie Research Олег
Иванов. Как он объяснил «Известиям», правительство исходит из
гипотетических сборов российских фильмов и совершенно не принимает в расчет
сборы иностранных, в первую очередь голливудских, картин в нашем прокате.
— Да,
вполне возможно, доля фильмов российских студий-лидеров в этом году вырастет, Но ведь и у голливудских она тоже может
увеличиться, — заметил «Известиям» г-н Иванов.
Сергей Толстиков поделился с «Известиями»
своими опасениями о том, что постановка нереализуемых целей непременно приведет через
год к очередной «работе над ошибками». Правительство, судя по всему, это не
пугает. Но о какой-либо стабильности развития российского кино в такой ситуации
говорить сложно.