Новые тарифы на общественный транспорт оспорят в суде

Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» намерено оспорить новые тарифы на проезд в городском транспорте через Мосгорсуд. О подготовке иска к правительству Москвы «Известиям» сообщил председатель организации Михаил Аншаков. Правозащитники посчитали, что отмена билетов на одну и две поездки, а также безлимитных проездных на метро длительного срока действия ущемляет права потребителей.
По мнению Аншакова, продажа новых одно- и двухразовых билетов на общественный транспорт является навязанной услугой.
— В стоимость единого и 90-минутного билета на одну или две поездки автоматически включается проезд на наземном общественном транспорте, вне зависимости от того, планировал им воспользоваться пассажир или нет, — пояснил Аншаков. — Пассажира, который хочет поехать только на метро, по сути, вынуждают приобретать электронный кошелек, за который надо отдать 50 рублей залога и еще столько же в виде предоплаты вне зависимости от того, сколько поездок и на каком виде транспорта будет совершено. Тем, кому надо просто проехать от аэропорта до вокзала, придется доплатить почти 100% от стоимости билета.
Эксперт добавил, что в суде также планируется оспорить отмену безлимитного проездного на метро.
— Проездной на срок 90 и 365 дней сохранится лишь для наземного транспорта, а «безлимитка» на метро будет продаваться только вместе с проездным на автобусы и трамваи, на 6 тыс. дороже. Это ущемляет права тех, кто пользуется только подземкой, — уточнил Аншаков.
Как писали «Известия», с 1 февраля билеты на метро будут действовать и на наземном транспорте благодаря единому билету. Со 2 апреля появится билет «90 минут», позволяющий пересесть из метро на наземный транспорт в течение 1,5 часа. Тогда же будет введен и электронный кошелек, а также туристический билет, который будет стоить 200 рублей и позволит без ограничений пользоваться общественным транспортом в течение 24 часов.
Также со 2 апреля бумажные билеты станут продаваться только в автоматах, а с 1 июля билеты на 1–2 поездки можно будет купить лишь через электронный кошелек. Одна поездка на метро через электронный кошелек будет стоить 28 рублей, на наземном транспорте — 26 рублей. При этом исчезнут проездные билеты длительного срока действия — на 90 и 365 дней — для проезда только в метрополитене. Можно будет купить проездные только на наземку или комплексный билет ТАТ и метро.
Член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена полагает, что выиграть иск против мэрии будет непросто, это во многом «зависит от профессионализма юристов». Он отметил при этом, что судебная система с приходом нового градоначальника стала «более прозрачной».
— За всё время нахождения Сергея Собянина во главе московского правительства не было ни одного случая обращения его в суд по защите чести и достоинства, в отличие от времени, когда мэром города был Юрий Лужков. При этом критики в адрес нового мэра было, возможно, больше, чем в отношении Лужкова, — сказал адвокат.
Между тем в департаменте транспорта Москвы претензии общественников не принимают. Представитель ведомства отметил, что «годовой проездной билет на метро не исчезает, а становится единым безлимитным, который можно использовать на всех видах транспорта без ограничения».
— Билеты на 1–2 поездки также не исчезают, а становятся билетами на 90 минут, — подчеркнули в ведомстве.
Правда, ситуацию с «навязыванием» пассажирам метрополитена еще и билета на наземный транспорт в департаменте не пояснили.
Эксперт по общественному транспорту Московского центра борьбы с пробками Александр Чекмарев назвал новое тарифное меню «полностью целесообразным». По его мнению, единственным минусом можно назвать то, что банковские карточки с транспортным приложением перестанут действовать.
— В качестве альтернативы пассажиру предлагается приобретать безлимитный проездной на 30 дней, который надо чаще пополнять либо покупать электронный кошелек, где все поездки стоят 28 рублей, вне зависимости от их числа, — сказал эксперт.
Ранее заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов объяснял отмену длительных «безлимиток» тем, что ими пользуется порядка 1% пассажиров, «в основном курьеры». Чиновник добавил, что за эту категорию пассажиров фактически платят остальные пользователи метро.
Эксперт общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков согласился, что количество пользователей безлимитных проездных невелико, однако считает, что городским властям следует, напротив, популяризировать этот вид билетов.
— Безлимитные билеты — один из реальных механизмов по стимулированию использования общественного транспорта, — пояснил он. — Сейчас пассажир встает перед выбором: либо платить за каждую поездку на общественном транспорте дополнительные деньги, либо поехать на автомобиле и сэкономить, поскольку общая стоимость владения автомобилем практически не зависит от каждой конкретной поездки. Основные расходы автомобилистов — это амортизация, выплаты по кредиту и страховка, а доля расходов, зависящих от каждой конкретной поездки, невысока. В то же время при использовании общественного транспорта пассажиры вынуждены оплачивать каждую поездку.
Зарубежный опыт говорит о необходимости прямо противоположного подхода, добавил Свириденков.
— Высокие акцизы на бензин и платные парковки удорожают каждую отдельную поездку на автомобиле, а пассажиры общественного транспорта стимулируются существенными скидками на безлимитные проездные билеты, — добавил Свириденков.
В то же время эксперты уверены, что отмена билетов на одну и две поездки — необходимая мера.
— Дело в том, что стоимость бланка билета достаточно высока: еще недавно она составляла около 10 рублей, сейчас ее удалось снизить до пяти. Введение электронного кошелька, предназначенного для эпизодических пассажиров, позволит решить эту проблему, — пояснил Свириденков.