Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Российские и белорусские производители поспорят за московские трамваи

Столица закупит 67 трамваев за 1,1 млрд рублей из федерального бюджета
0
Российские и белорусские производители поспорят за московские трамваи
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2013 году Москва закупит дополнительно 67 трамваев за счет субсидии из федерального бюджета. Речь идет о сумме порядка 1,1 млрд рублей, пояснил «Известиям» первый замглавы департамента транспорта столицы Евгений Михайлов. По его словам, вагоны закупаются в рамках соглашения о софинансировании между Минтрансом, Москвой и Московской областью, заключенного еще в середине декабря прошлого года. Условия тендера согласованы с федеральными властями. Участвовать в нем смогут только заводы, расположенные на территории единого экономического пространства (ЕЭП). То есть речь идет о российских, белорусских и казахстанских предприятиях. По словам экспертов, больше всего шансов получить контракт с московскими властями имеют отечественные производители. 

Столица планирует закупить трамваи «большой вместимости с переменным уровнем пола». Это значит, что хотя бы через одну дверь в вагон можно будет подняться без дополнительных ступенек, сделав всего один шаг. Вместимость новых вагонов составит 125 человек (при расчете пять человек на 1 кв. м), срок службы — не менее 12 лет. Кондиционер предусматривается лишь в кабине водителя, а у пассажиров будут вентиляция и отопление. 

Напомним, в конце прошлого года Москва провела конкурс на поставку низкопольных трехсекционных трамваев нового поколения, на них будет потрачено почти 8,5 млрд рублей, однако появятся эти вагоны в столице не раньше 2014 года. Сейчас же за счет федеральных средств будут куплены современные, но обычные трамваи. В распоряжении города они окажутся не позднее 1 октября 2013 года. 

Для сравнения: низкий пол трехсекционных трамваев полностью находится на одном уровне от земли, ступеньки отсутствуют во всех дверях. Они более вместительные (255 человек), долговечные (срок эксплуатации 30 лет), кроме того, все вагоны у них оснащены кондиционерами. Оба вида трамваев развивают скорость 75 км/ч и оснащены системой навигации ГЛОНАСС. 

— Парк трамваев морально устаревает, его нужно обновлять, — сказал Евгений Михайлов.

Он заметил, что у Москвы в будущем есть задача оснастить все линии трехсекционными трамваями нового поколения, но они «стоят существенно дороже, а нам уже сейчас нужно обновить большое количество трамваев». 

— Порядка 200 трамваев из 960 выработали свой ресурс, — пояснил замглавы департамента.

Каждый обычный вагон, приобретенный за счет федеральных средств, обойдется примерно в 16,5 млн рублей, в то время как вагоны для трехсекционных низкопольных трамваев, согласно контракту, заключенному мэрией с «Уралвагонзаводом», будут стоить более чем 70 млн за штуку. Их закупит Москва за счет городского бюджета. Напомним, конкурс на поставку трехсекционных трамваев переносили несколько раз, он сопровождался громким скандалом. Два участника из четырех — «Уралвагонзавод» и компания СТМ, входящая в группу «Синара», — обратились в антимонопольную службу с жалобами, указывая, что из-за особенностей техзадания конкурс могут выиграть только Alstom в сотрудничестве с Трансмашхолдингом. ФАС потребовала уточнить требования задания. В итоге контракт получил тандем «Уралвагонзавод»–Bombardier (Канада). 

В новом тендере речь идет об обычных классических вагонах, сказал начальник департамента развития производства ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Алексей Чуркин. Он не смог уточнить, будет ли производитель участвовать в конкурсе. 

— Единое экономическое пространство упомянуто как условие выделения субсидии, очевидно, просто из вежливости, — убежден руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. — Скорее всего, победителями станут наши производители.

Полностью под описание требований из существующих в нашей и соседних странах трамваев подходит только одна модель, отметил эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков.

— Это модель 71-623 Усть-Катавского вагонного завода в Челябинской области, — сказал он. — Похожие вагоны производят также «Белкоммунмаш» в Белоруссии и «Уралтрансмаш» в Екатеринбурге, но они короче 16 м, упомянутых в техзадании. 

Уровень пола в вагонах Усть-Катавского завода понижен в середине у двух дверей, а впереди и сзади у дверей он расположен на стандартной высоте. Но так как в Москве входить можно только через переднюю дверь, пассажиры все равно вынуждены будут подниматься по ступенькам, отмечает эксперт. По словам Свириденкова, внутри вагонов с переменным полом чаще всего предполагаются ступеньки между обычной и низкопольной частями. Для пассажиров это может оказаться неудобно и даже опасно, полагает эксперт. Как только вагон тронется и начнется ускорение, им придется спускаться по ступенькам в низкопольную часть.  

Казахстан трамваи пока не производит. Между тем в конце 2011 года местное АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Павлодар» заключило меморандумы о сотрудничестве с несколькими польскими компаниями. Предприятия договорились запустить проект по сборке и модернизации трамваев на территории Павлодарской области. На сегодняшний день модернизирован только один трамвай. 

Комментарии
Прямой эфир