НТВ поднялся за счет криминала и сериалов
Потеряв монополию на формирование информационного пространства, телевидение по-прежнему во многом сохраняет свое могущество. По данным TNS Gallup Media, средний россиянин смотрит «ящик» без малого четыре часа в день. Да и с главным конкурентом — интернетом — вполне можно взаимодействовать: сайты большинства каналов в последние годы стали онлайн-хранилищем передач, а многие зрители успешно совмещают просмотр ТВ с параллельным пребыванием в соцсетях.
В уходящем году произошли изменения внутри «большой тройки» каналов: самым популярным (благодаря криминалу и в сериалах, и в жизни) оказался НТВ, впервые потеснив с верхней строчки «Первый». Учитывая, что и ТНТ в развлекательной нише по-прежнему стабильно обходит СТС, для «Газпром-медиа» год выдался удачным. Впрочем, трудно ожидать других итогов: ситуация с культурой в стране такова, что рядовой выпуск «Дома-2» оказывается популярнее идущего в то же время фильма Парфенова к столетию ГМИИ имени Пушкина (май), а активно развивавшийся в этом году канал «Культура» по доле просмотров занимает место между новосозданными молодежным «Ю» и детским Disney.
Стратегия НТВ в нынешнем году была весьма противоречивой. В начале года с канала ушли руководитель дирекции праймового вещания Николай Картозия и несколько ведущих журналистов. С уходом команды было неизбежно закрыто лучшее ток-шоу последних лет «НТВшники», а оставшееся «Центральное телевидение» трансформировали в трехчасовой мультижанровый микст, в котором зритель просто заблудился. Зато новшеством от НТВ стали открытые письма в стихах гендиректора канала Владимира Кулистикова («Министр Мединский, вы большой ученый…»).
Общепризнанными антисобытиями сезона стали фильмы канала «Анатомия протеста»: в результате в русскоязычном Twitter популярным стал хэштег #НТВлжёт. А вот программу знаменитой Светы из Иваново медиасобытием сделал отнюдь не задумавший ее Кулистиков, а обсуждавшие ее «потрясенные» журналисты. Как только волна внимания прошла, программа быстро стала терять в весе. Рейтинг первых выпусков был на уровне дневного «Квартирного вопроса», а к концу года «Луч света» и вовсе не попадает в топ-100.
Под занавес 2012 года НТВ дальновидно решил поменять программную политику, о чем в интервью собственному телеканалу рассказал замгендиректора Александр Нечаев. По сути, вычеркиваются основные изменения последнего года: на канале появятся новые аналитические ток-шоу, вернется к прежнему формату «Центральное телевидение» (кстати, его снова делает Картозия, но теперь как «внешний производитель»), останется в эфире «Своя игра». Зато в 2013 году не будет символа желтизны — скандальной «Программы максимум», которую (что парадоксально, но очень характерно) запускала команда, делавшая лучшие передачи канала последних лет.
Главной проблемой центральных каналов становится увеличивающаяся фрагментация аудитории. Так, за последние семь лет совокупная доля «большой тройки» упала с 55 до 40%. Впрочем, не все признают данные TNS, а «Первый» уже несколько лет руководствуется собственными измерениями аудитории (если вам когда-нибудь звонили с вопросом, включен ли у вас телевизор, это почти наверняка была служба «Первого»). Переходя от слов к делу, с ноября канал сделал общедоступными результаты своих опросов, так что с этого года впервые существует два серьезных публичных измерителя.
Маленькая сенсация года — на экраны, пусть и ненадолго, вернулась политика. В день первого 10-тысячного митинга на Чистых прудах в программе «Время» рассказывают только об акции провластной «Молодой гвардии», но уже через несколько дней «большие» митинги становятся главной темой не только выпусков новостей, но и аналитических программ. Возродившаяся на «Первом» «Свобода и справедливость» Андрея Макарова до марта пять дней в неделю под разным углом обсуждает гражданскую активность; в воскресный прайм-тайм, впервые с начала 2000-х потеснив фильмы и юмористические шоу, выходит «Гражданин Гордон». Однако нельзя не заметить, что очевидно поддерживаемая в большинстве ток-шоу «стилистика многоголосого крика» (по принципу «кто громче») предлагает в качестве нормы весьма специфическую «культуру» ведения дискуссии, в которой гарантированно забалтываются и смысл, и логика.
Отдельные представители протестного движения, получившие в те весенние месяцы впервые за несколько лет право выступать на ТВ, сохраняют его и по сей день. Впрочем, данные «проталины» не затрагивают итоговые информационные программы, где по-прежнему доминирует «жесткий стиль». С началом осеннего политического цикла и нового телевизионного сезона в еженедельных передачах обновляются ведущие (на «Первом» вместо Петра Толстого теперь Ирада Зейналова, на «России» Евгений Ревенко уступает место Дмитрию Киселеву), но мало меняется интонация. Зато в тени воскресных программ успешно делают свое дело менее «официозные» субботние: принципиально либеральная «Неделя» с Марианной Максимовской на РЕН и стремящиеся к объективности «Вести в субботу» с Сергеем Брилевым на «России 1».
Тенденция последних лет: все большее время в вечерней сетке центральных каналов занимают сериалы. Фирменным стилем НТВ стали сдвоенные серии фильмов, на «России 1» — даже строенные. С осени тенденции поддался и «Первый», отменив документальную линейку в 22.30 и продлив сериалы еще на час. Альтернативным путем пошел РЕН ТВ — и не проиграл. С прошлого сезона канал и вовсе отказался от вечерних сериалов, утомившейся от них публике предлагается взамен узнать «Военную тайну» или раскрыть оставшиеся «Тайны мира».
С осени вступил в силу закон об обязательной маркировке возрастных ограничений передач. Идея не бессмысленна, однако пока ни один канал, распределив логотипы типа «16+», не переделал сетку вещания (ТНТ, наоборот, вернул через суд право транслировать «Дом-2» в вечернее время). В результате доходит до смешного: иногда за всю субботу на главном госканале «Россия 1» без ограничения к просмотру выходит одно лишь «Сельское утро» в 7.00. Едва ли какая-либо семья строго соблюдает эти рекомендации, а дети, включив телевизор, невольно становятся нарушителями собственных прав.
Получили развитие музыкальные проекты прошлого года: «Культура» после успеха «Большой оперы» представила чопорный «Большой балет»; на «России 1» произошла «Битва хоров», а самым успешным проектом сезона стал «Голос» на «Первом». Финальная часть соревнований выходит в прямом эфире одновременно на все часовые пояса.
Прямой эфир сейчас столь непривычен, что, по информации «Известий», поначалу в его подлинность не верили не только обозреватель «Эха Москвы» Ксения Ларина (знаменитый эпизод, когда ее недоверчивую запись в Facebook через пять минут опровергли в прямом эфире «Первого»), но и некоторые сотрудники самого канала, не задействованные в создании передачи. Впрочем, случай «Голоса» отнюдь не уникален: многие годы в прямом эфире на том же «Первом» выходит «Что? Где? Когда?».
Окончательно уходит в небытие (т о есть на кабельные каналы) музыкальное телевидение образца начала 2000-х. «МУЗ-ТВ» превратилось в развлекательный «Ю», вместо MTV скоро откроется оптимистичная «Пятница».
Наконец, самым громким событием сезона стала премьера «Вечернего Урганта». Этот дебют несколько сгладил нелепое закрытие «Прожекторперисхилтон». Новой премьерой «Первый канал» продолжает свои системные попытки перевести российское ТВ на мировые стандарты. Годом раньше не удалась попытка перейти к «вертикальной сетке» сериалов (еженедельной, а не ежедневной), зато теперь более успешно прижился формат Late night show. «Вечерний Ургант» открывает для России новый жанр, и, по-видимому, рассчитан на долгую дистанцию (в США поздневечерние шоу идут десятилетиями). Конкурентов на других каналах пока не предвидится, и, кто знает, возможно, со временем вместо советской привычки вставать под гимн у россиян выработается рефлекс засыпать под Урганта.