Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Налоговики обвинили Sakhalin Energy в сокрытии $57 млн

Сахалинская ИФНС считает, что оператор нефтегазового проекта «Сахалин-2» неправомерно занизил размер роялти при расчетах с государством
0
Налоговики обвинили Sakhalin Energy в сокрытии $57 млн
Фото: wikipedia.org
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Известиями» получены подробности проверки Счетной палаты деятельности операторов нефтегазовых проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинское СРП. Как следует из письма аудиторов Дмитрию Медведеву (есть в распоряжении редакции), в 2008–2010 годах оператор проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy неправомерно занизил размер роялти при расчетах с государством за использование нефтегазовых ресурсов страны. В итоге бюджет недосчитался $57 млн.

Недосдачу в июне этого года обнаружили местные налоговики. Как говорится в материалах Счетной палаты, сотрудники межрайонной ИФНС № 1 по Сахалинской области установили, что при расчете роялти в 2008–2010 годах неправомерно был занижен объем углеводородов: по нефти — на 1992,5 тыс. баррелей и по газу на 2,6 млрд куб. м, что в денежном эквиваленте составляет $57,2 млн.

Нарушение, о котором заявляют налоговики и Счетная палата, существенно — например, по части газа речь идет о десятой части произведенных объемов. Аналитик «ВТБ Капитала» Александр Киревнин напомнил, что общий объем добытого на «Сахалине-2» газа в 2008–2010 годы (три года) составил 24,7 млрд куб. м. В 2011 году производство было увеличено до 23,1 млрд куб. м в год.

Проект «Сахалин-2» действует на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), заменяющего существующий налоговый режим и режим лицензирования договорными положениями. До декабря 2010 года операторы проектов могли выплачивать госдолю продукцией. После правительство изменило порядок выплаты роялти по двум проектам, реализующимся на условиях соглашений о разделе продукции, — «Сахалин-1» и «Сахалин-2» — и постановило выплачивать роялти в денежной форме, а не газом, ранее использовавшимся в программе газификации Дальнего Востока. Согласно правилам СРП, Россия сохраняет право собственности на все нефтяные и газовые ресурсы в рамках проекта. Компании, которые разрабатывают эти ресурсы, инвестируют капитал, необходимый для разработки месторождений, и выплачивают России вознаграждение (роялти).

Источник в Счетной палате пояснил, что, несмотря на поручение правительства изменить порядок выплат, вопрос по методу расчета платежей до сих пор остается неурегулированным. Контрольное ведомство рекомендовало правительству поручить устранение разногласий по расчетам Федеральной налоговой службе.

Счетная палата не впервые обвиняет инвесторов «Сахалин-2» в неэффективности: ранее ведомство Сергея Степашина оценило ущерб бюджету от реализации проекта за 2003–2004 годы в $2,5 млрд, в 2005–2006 годах — в $5 млрд. В ноябре этого года СП опубликовала отчет о проверках за 2011 год — нарекания вызвали «существенные отставания» от графика капитального ремонта скважин, а также слишком интенсивная эксплуатация одних месторождений и простаивание других; выявлены риски обводнения скважин.

Извлекаемые запасы от месторождений проекта «Сахалин-2» (Пильтун-Астохское нефтяное и Лунское газовое месторождения) превышают 600 млрд куб. м газа и 170 млн т нефти и конденсата. Контролирует проект «Газпром» (50% плюс одна акция в Sakhalin Energy), англо-голландская Royal Dutch Shell (27,5% минус одна акция), японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi Corporation (10%).

В «Газпроме» за комментариями адресовали в Sakhalin Energy. В Sakhalin Energy отмечают, что производят расчет в полном объеме и в соответствии с положениями СРП.

— Со Счетной палатой РФ, равно как и с другими уполномоченными государственными органами, компания осуществляет конструктивное взаимодействие с момента своего основания, — ответили «Известиям» в Sakhalin Energy. По существу вопроса в компании комментировать отказались.

По мнению директора Центра политической информации Алексея Мухина, разногласия в оценке возмещения и претензии возникают ровно в тот момент, когда необходимо одному партнеру разобраться с другим.

— Нынешнее возбуждение Счетной палаты вполне понятно — «акт Магнитского», это спор хозяйствующих субъектов с политическим контекстом, ни в коем случае не надо муссировать это все позорище, которое сейчас в Госдуме принимается, — считает Алексей Мухин.

 Александр Киревнин в разговоре с «Известиями» предположил, что договор о разделе продукции «Сахалина-2», скорее всего, содержит неоднозначные трактовки, которые позволили налоговикам посчитать объемы по-другому.

— По идее такие договора, как СРП, не допускают расхождения в трактовании узла учета и объемов, поэтому существенные расхождения невозможны. Узлы учета четко заданы, соответственно, есть регламент и управляющие органы, которые за всем этим следят, поэтому допустить какую-то ошибку в миллиарды кубометров сложно, — добавил эксперт.

Комментарии
Прямой эфир