Южную Корею впервые возглавит женщина
«Дом под голубой крышей», как называют в Сеуле президентский дворец, впервые за всю современную историю страны займет женщина. Согласно результатам экзит-поллов с прошедших 19 декабря в Южной Корее президентских выборов, представитель правящей партии «Саенури» Пак Кын Хе набирает 50,1% голосов, опережая оппозиционного кандидата из «Объединенной демократической партии» Мун Чжэ Ина.
60-летняя Пак Кын Хе — дочь южнокорейского диктатора Пак Чон Хи, правившего страной с 1961 по 1979 год. При Паке начался рост экономики Южной Кореи, он также прославился жестким подавлением гражданских выступлений в стране.
Его дочь посвятила себя политике и даже не была замужем. Однако ей придется нелегко, пусть даже она и дочь человека, приведшего Южную Корею в число «азиатских тигров». При нынешнем президенте Ли Мен Баке в традиционно сложных отношениях с КНДР наступило серьезное похолодание.
— Ли Мен Бак обострил до предела отношения с КНДР. Новому президенту придется быть мягче и налаживать связи с соседом, — считает ведущий научный сотрудник Корейского центра Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.
Дополнительные трудности новому президенту создаст то, что она станет пользоваться поддержкой лишь половины избирателей, говорит Асмолов.
Зато в отношениях с Россией может наступить оживление. Сейчас они не очень активны, начиная с 1989 года наша страна инвестировала в Южную Корею лишь $60,7 млн, а Корея в РФ — $1,9 млрд. Но в начале ноября госпожа Пак уже заявила о намерении построить в случае избрания «новую Корею». Это включает и подъем отношений с Россией на новый уровень.
— Мы разработали «новую северную политику», — рассказал «Известиям» глава рабочей группы KIEP по России и СНГ, президент Азиатской экономической ассоциации Ли Ча Юн. — Главный евразийский игрок сегодня — это Россия, и мы определили приоритеты на северном направлении.
По словам Ли, Сеулу надо быстро найти свободные ниши на российском рынке, чтобы получить наиболее выгодные условия, пока не пришли конкуренты.
— Мы станем добиваться, чтобы ваша страна создала хорошую ситуацию для прихода южнокорейских инвестиций, — сказал эксперт. — В первую очередь речь идет о снижении таможенных барьеров в пользу корейских товаров, прежде всего высокотехнологичных изделий.
Также корейцев интересует импорт энергоносителей, главным образом газа с дальневосточных месторождений.
— В Корее сейчас существует идея о строительстве завода по сжижению газа, который может идти сюда через газопровод, идущий из Владивостока через КНДР, — рассказал замдекана факультета экономики университета Ханкук Хвон Вон Сон. — Наша страна — удобное место для дальнейшей поставки газа по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР).
По словам Ли Ча Юна, Сеул интересует также Севморпуть, ведь он сокращает путь от крупнейшего южнокорейского порта Пусана до голландского Роттердама на 10 дней. Южане не прочь и совместно развивать сельское хозяйство в дальневосточном регионе.
— Пока что Россия не очень интересуется АТР, — считает директор Азиатско-Тихоокеанского исследовательского центра университета Ханъян Эм Гу Хо. — Между тем она должна понять, что сейчас наступает век, в котором именно этот регион будет играть важнейшую роль, недаром за влияние в нем борются США и Китай. У Москвы и Сеула есть общие интересы, например, влияние на КНДР, ведь сообща легче помочь ей выйти из кризиса мирным путем.
Однако насколько Россия готова к сотрудничеству на Дальнем Востоке — вопрос открытый. Как считает главный специалист Института США и Канады РАН, бывший замминистра иностранных дел Александр Панов, российские предприниматели не заинтересованы в приходе иностранных партнеров, «ведь как только они появляются, приходится делать бизнес прозрачным».