Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Кабмин расширил список запрещенных к вывозу из РФ товаров
Спорт
Бельгия не смогла пробиться в плей-офф ЧМ-2022
Мир
Лукашевич назвал СВО реакцией на неспособность ОБСЕ урегулировать конфликт на Украине
Политика
Песков призвал «всех молчать» на тему об обмене заключенными
Мир
Байден подарил Макрону зеркало
Мир
Шольц признал дефицит боеприпасов в вооруженных силах ФРГ
Происшествия
Задержан обстрелявший машину с ребенком в Новой Москве мужчина
Мир
Кулеба заявил о получении посольствами Украины в двух странах писем с угрозами
Мир
Позиция Испании по Украине не изменится из-за писем со взрывчаткой
Мир
Секретарь СНБО Украины Данилов призвал уничтожить Россию
Экономика
РФ сняла запрет на поставки овощей и фруктов с 20 предприятий Молдавии
Общество
Суд арестовал самолет, недвижимость и машины братьев Магомедовых

Что искал и что нашел Василий Белов

Патриарх отечественной литературы славился «ненарочитой правдой»
0
Что искал и что нашел Василий Белов
Фото: ИТАР-ТАСС/Александр Саверкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Вологде умер Василий Белов, один из тех, кто сделал русскую «деревенскую» прозу явлением мировой литературы.

В 1959-м начинающий писатель уехал в Москву учиться в Литературном институте. Потом вернулся домой, чтобы донести всему миру правду о красоте родной деревни, с которой больше не хотел расставаться: «Все искал чего-то вдалеке, / По земле мотался вкривь и вкось, / А теперь вот в тихом городке / Все, что надо, все почти нашлось...»

В «Плотницких рассказах» он опять пытается «полюбить город», однако его герой вновь спешит в деревню, где почему-то обязательно ждет его «неотремонтированная баня». В детских рассказах Василий Белов также с мастеровитым удовольствием отправляет маленьких персонажей из скучного города в полную открытий деревенскую жизнь. Детские рассказы Белова переиздаются до сих пор. Роман «Все впереди», где писатель резко критикует городскую цивилизацию, вызвал в конце 1980–1990-х острую полемику, но вскоре оказался забыт. 

C начала 1960-х Василий Белов публикует рассказы на любимую тему. Итогом его многолетних наблюдений стала книга «Лад. Очерки о народной эстетике». В 1966 году выходит самая известная повесть Белова — «Привычное дело». История крестьянина Ивана Африкановича (вернувшись с войны, он никак не может наладить свою жизнь) стала своеобразной метафорой существования русской деревни. Этот трагический сюжет закрепился в сознании российских читателей как «привычное дело», с которым надо смириться: «Надо было жить, сеять хлеб, дышать и ходить по этой трудной земле, потому что другому некому было делать все это». 

Александр Солженицын назвал Ивана Африкановича Дрынова «естественным звеном природной жизни» и призвал любоваться этой «ненарочитой правдой», словно вечным русским пейзажем. Ритм народной жизни с ее календарными чередованиями завораживал Белова и служил постоянным источником вдохновения. Все другие ритмы казались предвестниками распада и какофонии.

Поклонение почве, традиции и неизменному деревенскому укладу сочеталось у писателей-деревенщиков с ритуальной критикой «плодов цивилизации», всего нового и непонятного. Эту боязнь «чужого, грозящего каким-нибудь неприличием» Белов остроумно показал в том же «Привычном деле»: среди самоваров, пряников и прочих товаров, которые должен привезти в деревню Иван Африканович, неожиданно оказывается репродукция картины Рубенса «Союз Земли и Воды».

В отличие от деревенских жителей сам автор, учившийся в Москве, конечно, знал, что «голые бабы и этот, который пьет из рога» — шедевр западной живописи. Поэтому сцена, в которой народ дает картине исчерпывающий искусствоведческий комментарий, а потом выдирает «патрет» из рамки, кажется комичной. Чтобы оценить прозаическое мастерство деревенщиков, читателю волей-неволей нужно было приобщиться и к «цивилизации», которой они сторонились. Василий Белов, как тонкий прозаик, не мог этого не чувствовать...

«Всему тому, что нашлось» Василий Белов посвятил свое творчество, во всех подробностях изучив и описав историю, быт и речь северной деревни. «Самородок из Тимонихи», как его называли, прославил свои края. Так Виктор Астафьев сделал знаменитой Овсянку, а Валентин Распутин — Аталанку.

Василий Белов родился в крестьянской семье. Окончил семь классов, учился в школе фабрично-заводского обучения. После армии работал на заводе. Его дальнейшая карьера — сотрудник районной газеты «Коммунар», секретарь райкома комсомола в Грязовецком районе Вологодской области. Первые стихи опубликовал в журнале «Звезда». В 1989–1992-м писатель был депутатом, в 1990–1991-м — членом Верховного Совета СССР. Истории русского крестьянства в период коллективизации он посвящает и автобиографическую повесть «Невозвратные годы», и эпический цикл «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый».  В 2004-м Василию Белову была вручена Государственная премия в области литературы и искусства. С 1997 года он — почетный гражданин города Вологды. 

Похороны писателя состоятся 7 декабря в деревне Тимониха.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир