Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
ВСУ атаковали храм Великомученика Димитрия Солунского в Курской области
Мир
Экономист указал на неспособность Европы заменить российский газ к 2027 году
Экономика
Нефтегазовые доходы РФ составили более 1,085 трлн рублей
Мир
Пакистан выразил готовность завершить конфликт при прекращении ударов Индии
Мир
СМИ сообщили об истощении запасов техники на складах НАТО из-за помощи Украине
Авто
Средняя цена нового российского автомобиля достигла 1,58 млн рублей
Общество
«Аэрофлот» предупредил об отмене или объединении ряда рейсов
Мир
Фон дер Ляйен призвала ускорить процесс вступления Украины в ЕС
Общество
ФСБ предотвратила теракт у памятника «Танк Т-34» в Каховке Херсонской области
Общество
Ко Дню Победы в Курске появится мурал с изображением георгиевской ленты
Спорт
Юные хоккеисты из России заняли три первых места на турнире в Италии
Общество
ФСБ заявила о действующих против РФ около 150 мошеннических call-центров на Украине
Общество
«Капсулу времени» заложили в музее в Донецке накануне 80-летия Победы
Мир
Молдавским учителям пригрозили увольнением за участие в парадах 9 Мая
Мир
Токаев призвал не искажать правду о победе в Великой Отечественной войне
Мир
В Кремле осудили отказ МОК непрофильным СМИ из РФ в аккредитации на Олимпиаду-2026
Пресс-релизы
Участники программы «Время героев» примут участие в ПМЭФ-2025

Быть Виктором Пелевиным

Писатель Вадим Левенталь — о самом загадочном российском литераторе
42
Выделить главное
Вкл
Выкл

Виктор Пелевин — единственный, наверное, писатель, чье 50-летие — само по себе достаточный информационный повод для колонки. Понятно, почему так: без Пелевина представить себе нашу жизнь невозможно. Не то что литературную жизнь — это понятно: из писателей на Пелевина ориентируются или от Пелевина отталкиваются все, кому до 50 еще 10, 20 или 30 лет, — больше того, без него невозможно представить себе просто жизнь.

Пелевина мы ежедневно цитируем, «по Пелевину» понимаем происходящее, вообще иногда возникает ощущение, что мы живем в мире, придуманном Пелевиным. Так Петр Пустота обнаружил однажды, что живет в мире Котовского, а героиня рассказа «Девятый сон Веры Павловны» после смерти попала в роман Чернышевского.

Откуда это ощущение — понятно: в 1990-х вместе с новой страной родился новый язык, и именно Пелевин из ртути нового русского языка синтезировал золото формул, описывающих новую реальность. Грубо говоря, когда Пелевин пишет, что раньше нами правил красный дракон, а теперь зеленая жаба, он описывает реальность, и только. Но потом, поскольку мы прочитали об этом у Пелевина и благодаря ему это наконец заметили, каждое новое явление реальности, подтверждающее справедливость найденной им метафоры, вызывает у нас дежавю с привкусом пелевинщины.

Сказанное выше — всего лишь общее место. Более того, через много лет формула «кто не хочет работать клоуном у пи…сов, будет работать пи…сом у клоунов», как и многие другие, потребует комментария. Вообще актуальный политический комментарий выветривается из текста прежде всего остального. Пелевин — безусловно, лучший политический комментатор (или, по Льву Данилкину, создатель действующих моделей современности), но не это само по себе делает его большим писателем.

Вот о чем никто, кажется, еще не сказал: Пелевин в новейшей русской литературе — первый и главный наследник Набокова. «Началось все с того, что как-то однажды днем Вера задумалась не о смысле существования, как она обычно делала раньше, а о его тайне», — это ведь то самое, что делает и набоковский Фальтер. И это как раз то особое смещение взгляда, которое и Набокова делает Набоковым, и Пелевина — Пелевиным. «Это тайна та-та, та-та-та-та, та-та, а точнее сказать я не вправе», — эти ключевые для понимания Набокова стихи можно было бы вложить в уста любого из пелевинских героев.

В русской прозе, а особенно в XX веке нет магистрального течения. Но наряду с линиями (условно, крайне условно) Горький–Фадеев–Трифонов или, например, Кузмин–Мандельштам–Гинзбург есть и такая: Л.Толстой–Набоков–Пелевин.

Подробному объяснению, почему так, нужно было бы посвятить не одну страницу. И то, что Набоков много пишет о Толстом, а Пелевин — о них обоих, — конечно, признак связи, а не доказательство. И все-таки конспективно. Это общность стилистическая (не красота слога — самоцель, а точность высказывания; красота появляется только вместе с точностью), общность творческая (презрение к унылой «правде жизни»; только творческое воображение понимает, как все «на самом деле»), общность идейная (рассуждения о Пелевине-постмодернисте и Пелевине-буддисте всегда попадают пальцем в небо; он, как и Набоков, и Толстой, — кантианец, если уж на то пошло). Наконец, особый вкус к иронии и не в последнюю очередь — к самоиронии.

Пелевину сегодня 50. Сделанного им к сегодняшнему дню достаточно по любому, самому гамбургскому, счету. И однако на весну анонсирован новый роман, и это радостно. Я предпочитаю смотреть в будущее без скепсиса: у Пелевина, я думаю, есть еще чем нас порадовать. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности