Из Минска сделают территорию относительной трезвости

Жертвой белорусской антиалкогольной компании становится самое дешевое плодовое крепленое вино, в простонародье называемое «чернила». Запрет на его продажу в Минске вступит в силу 1 декабря и продлится как минимум два месяца.
— Думаю, что наш эксперимент удастся и мы продлим запрет, — предполагает заместитель председателя Мингорисполкома Владимир Колтович.
Запрет на продажу дешевого сладкого вина с объемной долей этилового спирта от 9 до 20% был предусмотрен еще в рамках принятой Совмином Белоруссии Госпрограммы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы. Медики давно бьют тревогу: белорусы спиваются. Если по нормам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) безопасным для нации уровнем потребления абсолютного алкоголя считается 8 л в год на человека, то в Белоруссии эта цифра держится на отметке 13,3 л. Страна держится в десятке самых пьющих в мире.
Производство «чернила» государство собиралось закрыть еще в конце 1990-х. В госпрограмму профилактики алкоголизма вносили положение о запрете производства плодово-ягодных вин в стране. Но решиться на такой шаг чиновники до сих пор не смогли — винзаводик, а то и не один, который работает на местном дешевом сырье, есть в каждом районе, его закрытие станет серьезным ударом по бюджету.
Теперь по результатам экспериментального запрета в Минске к этому вопросу могут вернуться снова.
Главный специалист по наркологии Министерства здравоохранения Белоруссии Владимир Максимчук рассказал «Известиям», что двухмесячный запрет на продажу «чернил» будет сопровождаться профилактической работой с населением.
— Полностью запретить алкоголь мы не можем: есть закон об алкогольной продукции, нет закона о трезвости. К тому же полный запрет не действует: люди будут изготавливать что-то другое для того, чтобы пить. А в рамках профилактической акции запретить в Минске продажу такого вина — полезно. Посмотрим, будет ли вообще эффект, уменьшит ли это число больных. Может и не надо бороться с этими алкогольными напитками? Лучше бороться за умы, за то, чтобы люди делали сознательный выбор: пить или не пить.
Ранее такие эксперименты уже ставили в небольших городах в Минской области. Улучшенной статистике радовались в первую очередь милиционеры: если в магазинах нет чернила, меньше пьяных пешеходов попадает под колеса авто и происходит меньше бытовых преступлений, несчастных случаев и травм.
Производители вина считают, что запрет «чернил» смысла не имеет, ведь, по данным Белстата, всем алкогольным продуктам белорусы предпочитают водку.
— Если цифру произведенного вина перевести в чистый спирт, получится по 2 л алкоголя на одного человека в год, — говорит замначальника отдела технологии ликеро-водочной, винодельческой и пивобезолкогольной продукции Научно-практического центра НАН РБ по продовольствию Карине Алексанян. — Или около 15% от общего числа чистого алкоголя, который употребляют в Белоруссии. Не настолько много, чтобы бороться с отраслью, запрещая продавать вино в магазинах. Это несерьезно.
Специалист уверена, что проблема с вином одна: оно слишком дешевое. Бутылка такого алкоголя стоит около 50–65 рублей.
— Эти вина находятся в сегменте дешевой алкогольной продукции. С тем, что нужно сократить общее количество потребления алкоголя, никто не спорит. Но возлагать всю проблему на вино — неверно. Водка приводит к алкоголизации за три месяца, а ее продажу не ограничивают. Наше вино нормального качества. Там нет красителей и консервантов, — говорит Карине Алексанян.
По мнению специалиста, подобными запретами постепенно освобождают нишу для дешевого импортного алкоголя.
— Уже в ближайший год-два в рамках Таможенного союза (ТС) у нас возникнет абсолютно открытый единый рынок алкоголя. И все то, что есть в странах ТС, поступит в белорусские магазины. И когда появится ниша, ее заполнит неконтролируемая продукция других стран ТС, — говорит Алексанян.