Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил ветеранов и личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Общество
В Краснодарский край прибыла установка откачки нефтепродуктов из затонувших танкеров
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Происшествия
Гладков сообщил о возросшем числе пострадавших после атаки БПЛА на Белгородскую область
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

Пять дней в ноябре

Музыкант и писатель Георгий Осипов — о том, могут ли у «русского Брейвика» появиться последователи
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Жюбер был ужасен, казалось, он сойдет с киноэкрана и продолжит расправу в зрительном зале. Таким предстал перед нами (в картине «Три дня кондора») убийца, хладнокровно расстреливающий сотрудников одной конторы. Разумеется, в наших учреждениях такая бойня была немыслима, хотя Макс фон Сюдов в роли киллера Жюбера и выглядел как директор конструкторского бюро.

А на кого похож вчерашний кровавый адвокат? Черт знает, на кого — на всех сразу. Нездоровый интерес к маньякам и серийным убийцам мало-помалу идет на убыль, но кто-то ведь донашивает вышедшие из моды вещи, подбирает старые кассеты, а на них чего только нет. Возможно, где-нибудь уже прикидывают бюджет и сроки постановки новой, жесткой версии «Служебного романа», тем более на роль молодого человека с заурядной внешностью статуарный Макс фон Сюдов не потребуется.

Биографии его многочисленных предшественников восстановлены и описаны по дням, если не по часам — что пили, что ели и т.д. Нам известно, что зарезавший филиппинских медсестер бывший моряк Спек рисовал в тюрьме козочек, а спавший с трупами англичанин любил послушать Лори Андерсон. В общем-то ничего интересного, ничего особенного — все эти бессмысленные подробности легко проверить и забыть.

В наше время забывают быстро. Даже скандинава, с которым, естественно, уже сравнили убийцу-москвича, последнее время вспоминали все реже. Кому какая разница, кто слушал Лори Андерсон, а кто рисовал козочек.

«А ведь конфликт, вы скажете, банальный» — пел под гитару какой-то бард шестидесятых, чье имя не запомнили даже мы. Про таких в графе «исполнитель» дотошные коллекционеры писали «аноним». Конфликт, действительно, банальный — пока что нет даже композиции в стиле Death, через которую преступник получал бы сигналы от Сатаны, но, возможно, нечто подобное скоро отыщется — среди старых винтажных кассет.

Культурологи помогут стилизовать неказистого паренька. Разве что с жертвами не повезло — простоваты. Но не кастинг же в самом деле устраивать?! Хотя... в дистопическом будущем все возможно. Предсказал же в свое время Юлий Маркович Даниэль новый праздник — «день открытых убийств».

Кстати, о Скандинавии — когда-то у нас эти места ассоциировались с безобидным квартетом «АББА» или (это зависело от испорченности) с «датскими буклетиками», а отнюдь не с клерками-берсерками. И здешние щеголи наряжались не «масонами» или «храмовниками», а «вечным двигателем», например, как Савелий Крамаров в новогоднем ревю «Эта веселая планета». Планета действительно могла показаться веселее, по крайней мере, в кино.

Для кого-то «маленькая трагедия большого города» — лишний повод пофилософствовать,  показать быстроту разума, щегольнуть осведомленностью. Наверняка сюда приплетут и Ницше, и манифесты сюрреалистов, и «человека, застрелившего в Лиссабоне посла»... Для нас же это всего лишь повод немного заработать, как и почти каждое злодеяние, совершаемое здесь и сейчас, в наше время.

Поклонники Тарзана, прыгая с ветки на ветку, калечили и убивали только себя. Последователи Фантомаса в основном покушались не на жизнь, а на имущество других граждан. Странно было наблюдать такое поведение людей, абсолютно советских как по облику, так и по паспорту.

«Тарзанов» я не застал, но «фантомасы» бесчинствовали уже в мое время. Точнее мне в назидание показывали людей, оставшихся калеками, потому что пытались вести себя в городе, как в джунглях. Тогда еще не знали слово «фрик», тем не менее над выходками каскадеров-любителей можно было шутить, глупых модников можно и нужно было высмеивать. Об убийстве шестерых несчастных в сатирических куплетах не споешь — язык не повернется. Разве что в будущем...

Люди компетентные уверяют, что Магомаева называли «советский Элвис» — не слыхал, но нет дыма без огня. В каждом городе были свои «Джими Хендрикс» или «Ричи Блэкмор». Ну и если Серов — «русский Том Джонс», а Охочинский, допустим, — «наш Хампердинк», пусть будет и свой «Брейвик», какой есть.

Главное — отметить это опасное сходство и успеть написать про него. В эпоху дефицита и уравниловки масштабы ущерба скорей преувеличивали. Это хорошо видно в комедиях Гайдая: два замшевых пиджака!

 Два ружья в распоряжении подверженного амоку чиновника — совсем другое дело. «Патроны холостые», — предупреждают главного героя в «Бриллиантовой руке» и «Операции «Ы», а в финале «Кавказской пленницы» кровник-джигит стреляет в товарища Саахова солью вместо дроби.

Тем не менее речь идет о нарушении важнейших заповедей.

Скорей всего, сатанинских месседжей в песенках из фильмов Рязанова не больше, чем в записях «Блэк Саббат» или «Лед Зеппелин», но где-то же они есть — эти роковые метки на половике сцены, на которой разворачивается очередная «сказка, рассказанная идиотом».

Подробностей масса — тянет на бульварный роман, только все они примитивны и вторичны. Здесь требуется не Шекспир и не Достоевский, а Энди Уорхол.

Большая скука, большая неэстетизированная скука наиболее точно характеризует то, что произошло в обычном офисе — одном из тысячи. Живем под копирку, убиваем под копирку, умираем под копирку. Суп «Кэмпбелл» баночный, «кока-кола» в стекле.

Необработанная и нерассортированная хроника — «сток футаж», как говорят киношники. И только так. Кровопролитие в Мюнхене порезонанснее будет, но даже такой мастер, как Спилберг, не сумел членораздельно изобразить ту, воистину олимпийскую трагедию.

Большая скука гнездится и в небольших по объему вещах. Ее вызывает не то, что долго не кончается, а то, что быстро надоедает.

«На концерте «Би Джиз» такое произойти не могло», — не без бахвальства комментировал историю с убийством в Алтамонте более откровенный, чем сейчас, Кит Ричардс.

Циники уже прикидывают, возможно ли нечто подобное в более изысканном обществе, в более престижном ведомстве: заходит именитый и модный товарищ и с лучезарной улыбкой принимается мочить своих милейших коллег из дорогого хипстерского ствола. Пока холостыми.

Страшно представить, какие ужасы смогут стать повседневным явлением в том случае, если раскрепощение и терпимость перешагнут грань здравого смысла. Да и что такое в наше время здравый смысл?

Об этом надо спрашивать у насильников старика Каддафи, а не у выпускников филфака.

«Кажется, я это где-то уже слышал». По крайней мере, один афоризм виновнику нынешней, пока что свежайшей драмы гарантирован.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир