Китай меняет руководство
Ближайшие две недели внимание всего мира будет приковано к Пекину — 8 ноября здесь открывается съезд Компартии, который официально утвердит новое руководство страны на ближайшие 10 лет. Нынешний, 18-й съезд, как говорят эксперты, может стать поворотным моментом для всей планеты. Власть в самой населенной стране мира получает «пятое поколение» китайских руководителей, при котором КНР станет крупнейшей экономикой мира.
Подготовка к форуму проходит в режиме повышенных мер безопасности. Из магазинов в Пекине исчезли кухонные ножи, петарды и хлопушки. Как рассказали продавцы корреспонденту «Известий», к ним наведывается полиция. Если стражи порядка заметят факт продажи запрещенных товаров, то наложат крупный штраф. Улицы города патрулируют усиленные наряды, а введенный еще во время Олимпиады-2008 контроль на входе в метро ужесточился: пассажиров просят предъявить бутылки с жидкостью, если таковые имеются.
Однако в целом атмосфера остается спокойной и ее не нарушил даже обрушившийся на Пекин снегопад, последствия которого в районе проведения съезда ударными темпами устраняли военнослужащие и полицейские.
Съезд КПК в этот раз привлек небывалое внимание. Этому поспособствовал целый ряд обстоятельств. Так, весной этого года в отставку был отправлен влиятельный политик, кандидат в Политбюро ЦК КПК, сын одного из виднейших соратников Мао Цзэдуна — Бо Силай. Кроме того, в июле и октябре в иностранной прессе были опубликованы статьи о внушительных состояниях высших китайских руководителей — в частности, у родственников премьера Вэнь Цзябао. В китайских блогах писали, что «слить» эту информацию могли сторонники опального Бо Силая.
Система современной китайской власти крайне запутанная в плане понимания принципов ее функционирования. Центром силы и принятия важнейших решений в ней является Постоянный комитет Политбюро ЦК, куда входят девять человек. Подобная архитектура управления была сформулирована после смерти Мао Цзэдуна и, как утверждают эксперты, своей целью ставила предотвращение возможной монополизации власти. Совершенствуясь и проходя определенные этапы модернизации, к сегодняшнему дню Постоянный комитет превратился в сложный механизм по поддержанию баланса между различными партийными группами и кланами.
Устойчивость указанной системы гарантируется установленным порядком ротации высших руководителей государства, а также сложным порядком согласований и консультаций относительно персонального состава Политбюро. Именно поэтому курс Китая на ближайшие 10 лет будут определять не столько председатель КНР и премьер Госсовета, сколько все члены Постоянного комитета вместе.
Фамилии новых первых лиц уже известны. Генсеком станет Си Цзиньпин, член Постоянного комитета Политбюро КПК и заместитель председателя КНР. 59-летний Си Цзиньпин происходит из семьи революционеров, его отец был вице-премьером Госсовета КНР в 1959–1965 годах. Опытный аппаратчик Цзиньпин сразу после школы стал секретарем парторганизации и всю жизнь двигался по партийной линии. С 2008 года — зампредседателя Военного совета ЦК КПК.
На место премьера Госсовета будет назначен 57-летний Ли Кэцян. Он тоже сделал карьеру в партии плюс окончил Экономический институт Пекинского университета, имеет степень доктора экономических наук. С 2008 года — вице-премьер Госсовета КНР.
— Пекин, скорее всего, продолжит придерживаться выдвинутого уважаемым китайским лидером Дэн Сяопином лозунга «Ждать своего часа и оставаться в тени». Эта парадигма в свое время была озвучена Дэном для того, чтобы предостеречь китайцев от втягивания в международные проблемы, сосредоточившись на своем внутреннем развитии, — сказал «Известиям» аналитик Центра изучения международных вопросов Хуа Цзиннань.
Однако сейчас эту идею становится все сложнее претворять в жизнь. КНР все активнее выходит на иностранные рынки, кое-где китайскому бизнесу требуется защита. Как полагает Цзиннань, в обозримой перспективе коренных изменений во внешней политике Пекина все же не будет.
К 2020 году Китай, по прогнозам, станет экономикой номер один в мире.
— Пекин и сейчас играет огромную роль в международных отношениях, он активный участник АТЭС, АСЕАН, Шанхайской организации, давно настаивает на том, чтобы войти в G8, которая должна, соответственно, стать G9, — пояснил «Известиям» глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев.
Отношения Китая с Россией, полагает заместитель директора Центра изучения современного мира Ху Хао, останутся стабильными. Для Пекина очень важно обеспечить себе условия для продолжения спокойного и устойчивого экономического развития. В этом смысле нормальные отношения с соседями играют первостепенную роль. По мнению Хао, достигнутый за последнее время прогресс в отношениях с Россией очень важен для Китая, что особенно заметно в политической плоскости, где обе страны выступают со схожими взглядами по основным глобальным проблемам: Сирия, Иран, Корейский полуостров.
Китайский политолог Чжэн Вэйбин считает, что определенные изменения все же возможны. В отличие от предыдущих лидеров новое поколение китайского руководства не имеет тесных личных связей с русскими и, соответственно, меньше тяготеет к России.
— Те, кто сейчас приходит к власти, выросли во времена культурной революции, они ближе к народу, и они жестче, чем дипломатичный, скрывающий свои чувства Ху Дзинтао, — говорит синолог, замдиректора ИСАА МГУ Андрей Карнеев.
От них можно ждать большей требовательности по отношению ко всем партнерам Китая.