Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Минобороны Польши заявило о восстановлении буферной зоны у границы с Белоруссией
Общество
Глава Рослесхоза спрогнозировал летний пик пожарного сезона
Мир
Еврокомиссия может ввести новые ограничения против российских СМИ
Общество
Умер бывший замглавы МИД России Анатолий Потапов
Мир
Глава МИД Венгрии объяснил отсутствие решения по участию в саммите по Украине
Мир
Эксперт указал на риски мировой безопасности из-за ядерных испытаний США
Мир
В МИД РФ объяснили, почему Швейцария больше не может считаться нейтральной страной
Мир
Сийярто назвал покушение на Фицо следствием «кампании ненависти» его оппонентов
Общество
Мошенники начали выманивать деньги у друзей и коллег Заворотнюк
Общество
Улицы Калининграда оказались затоплены из-за проливных дождей
Экономика
Корпоративный портфель Райффайзенбанка сократился почти втрое с февраля 2022-го
Мир
Трамп пообещал Нурмагомедову остановить войну в Палестине
Мир
FT сообщила о претензиях Украины к плану помощи НАТО на $100 млрд
Мир
Кирби указал на нежелание Байдена отвечать за развязывание третьей мировой войны
Мир
ВКС РФ уничтожили место базирования боевиков в горах Сирии
Общество
В консервах с печенью трески обнаружили превышение нормы мышьяка
Общество
Политолог заверил в уязвимости ЗРК Patriot в случае их использования против ВКС РФ

Партия на колесах

Писатель Дмитрий Дробницкий — о том, почему техосмотр и ямы на дорогах могут стать политическим фактором
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В минувшее воскресенье мы отметили День автомобилиста. История этого праздника относится еще ко временам развитого социализма, когда обладание «Жигулями» или «Москвичом» было, наряду с хиленькой дачкой, пределом мелкобуржуазных мечтаний.

Впрочем, в России до сих пор фраза из известного романа о том, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, звучит как насмешка. Он до сих пор признак достатка, принадлежности к так и не сформировавшемуся среднему классу, к той самой еще советского образца буржуазной мечте, которая доступна отнюдь не всем.

Россия по количеству индивидуальных автомобилей на тысячу граждан находится примерно на 55-м месте, после Китая, стран Балтии, Аргентины, Мексики и даже Белоруссии. Тем не менее примерно четверть россиян имеет личное средство передвижения, и это, если судить по крупным городам, уже стало очевидной проблемой.

Говорят, что наш автолюбитель эгоистичен, беспечен и высокомерен. Когда проводятся всемирные дни без автомобиля, интернет-сервисы показывают в Москве рекордные пробки. Когда случается «внезапная» зима, значительная часть наших машин оказывается «не переобутыми». Во дворах многоквартирных домов любого областного центра поздно вечером творится форменный кошмар — машины оказываются припаркованными на газонах и тротуарах, причем иной раз на таком расстоянии друг от друга, что приходится ловить «муллиметр», чтобы не задеть чужое авто.

Но давайте себе представим, что в один из всемирных дней отказа от личного авто в Москве большинство автолюбителей станет сознательным, так что 3–4 дополнительных миллиона человек спустится в метро в самый час пик. Этот будет черным днем в истории столицы.

Погода весной и осенью у нас непредсказуема, во всяком случае, мало кто ожидал, что аккурат в ночь на День автолюбителя выпадет какое-то нереальное количество снега. А утром… Что ж, утром со всей свойственной ГИБДД серьезностью в смешной ситуации сообщила, что пора, мол, менять резину на зимнюю. Всякий, кто владеет автомобилем, знает об очередях в шиномонтажах, знает также об очередях по записи, благодаря которым, заплатив побольше, якобы можно всё спланировать. Докладываю. Я всю свою автомобильную жизнь менял резину в районе 4 ноября, а с появлением нового праздника — ровно 4-го. В выходной. По записи. В этом году решил сделать это пораньше, но — оцените иронию — очередь выросла, и меня записали аккурат на 4-е.

Разумеется, можно забрать шины и встать в живую очередь в любой другой сервис в городе. Но это означает убить рабочий день. Может быть, нам следует сделать День автомобилиста выходным? Точнее, следует сделать два дня в году выходными и назвать их Днем шиномонтажа? Шикарный будет праздник! Одни трудятся в поте лица, другие стоят в очередях, изредка отлучаясь кто куда справить малую нужду. Однако я всё равно сомневаюсь, что всем удастся осуществить запланированное на этот странный общенародный субботник.

Между тем у нашего северного соседа, Финляндии, есть закон, четко определяющий, с какого числа должна использоваться шипованная резина (ровно так — не зимняя, а именно шипованная), а с какого дня ее не должно быть. И штрафы за нарушение этих норм весьма суровы. Таким образом, страна победившего скандинавского социализма с населением в 5 млн человек должна переобуть примерно 3 млн автомобилей за пару дней. Это примерно то же самое, что сменить резину у всех автомобилей Москвы в те же два дня. И это с учетом того, что дата перемены шин может прийтись на будний день… И всё же финны справляются.

Там государство, приняв закон, позаботилось о его исполнении. Аренда оборудования для балансировки колес стоит сущие евроценты, фирмы, отдающие такое оборудование в аренду, имеют значительные налоговые льготы, сосед переобувает соседа, а постоянно действующие автосервисы в финский День шиномонтажника вообще освобождаются от налогов.

Что происходит с нашим малым бизнесом, я лучше промолчу и перейду к дворовым парковкам. Да, мы ставим машины на тротуары и заезжаем на газоны, но, простите, а где их еще парковать, приехав во двор после долгого рабочего дня эдак в 22.00? Разумеется, собянинские парковки, нарезанные во дворах за счет бесполезных советских газонов, немного разрядили обстановку, но только немного…

В небогатой одноэтажной России люди сами заботятся о парковке своего автомобиля, пусть даже за счет грядок и клумб, потому что свое, родное, потому что смогли наконец, сдюжили купить себе железного друга. Но в многоэтажных районах Калуги, Твери, Йошкар-Олы и Владивостока творится всё то же самое неудобство и унижение, что и в столице. В одноэтажной же России — свое унижение: все подъезды к дому ремонтируются за счет жителей, на частный сектор власти давно махнули рукой.

А нулевой промилле и феерические комментарии главного санитарного врача о кефире? А новый бестолковый техосмотр? Регулярное обслуживание машины на фирменном сервисе согласно требованиям завода-изготовителя — это не основание для его страхования, а поездка в некое ЧП, где мне проверят наличие огнетушителя и аптечки вкупе с работой приборов освещения — вполне себе… Зато сотрудники ГИБДД исправно останавливают меня и, увидев и старый, и новый полисы ОСАГО, мрачнеют и желают счастливого пути… Мрачнеют, потому что люди замотаны и могут не успеть, ведь многие авторизированные ПТО работают только по будням, да еще с 11 утра, а некоторые из адресов в реестре автостраховщиков вообще липовые, и всё же мы не безнадежны, успеваем.

А этот замечательный подарок на день автомобилиста — на МКАД, дороге с разрешенной скоростью 100 км/ч, провалилось дорожное полотно… Что уж говорить о дорогах по стране в целом! Иногда мне кажется, что не мы должны платить налог на владельцев автотранспортных средств, а нам должны платить усиленную амортизацию на наши авто.

Когда-то я смеялся над идеей создания партии автолюбителей. Теперь призадумался. Нас ведь около 25 млн человек. Приди мы и проголосуй как один против проявленного к нам хамства и безразличия — вот это был бы праздник! Нам бы еще день квартиросъемщика, домовладельца, и гражданина-общающегося-с-полицией — глядишь, всё бы и наладилось…

Комментарии
Прямой эфир