«Сериалов на ОТР не будет. Их пока не на что снимать»
В мае 2013 года планируется запуск вещания Общественного телевидения России. Чтобы понять, на каком этапе разработки находится канал сегодня и что будет в эфире нового канала, корреспондент «Известий» встретилась с программным директором ОТР Станиславом Архиповым.
— Cтанислав Олегович, вы как человек, отвечающий за содержание канала, не могли бы рассказать, что ожидает зрителей и когда?
— Всех ждет еще один телевизионный канал, и очень хочется, чтобы он был хорошим. Что касается контента, я думаю, он не будет понятен еще месяц точно. В то же время жанровая конструкция ясна и сейчас. Это будет информация, не произношу слово «политическая» специально. Будут социально-значимые программы. В каком формате — ток-шоу, дебатов или бесед — сейчас не могу ответить на этот вопрос, еще нет людей. Потому что срывать людей с работы, когда еще шесть месяцев до эфира — нерезонно. Можно просто пока вести переговоры. Пока я не знаю и чего должно быть больше — культуры или новостей, например. Каждый день мне звонят из регионов и присылают программы своего Общественного ТВ. Я не знаю, как к этому относиться. Это довольно интересные, умные люди, но незрелищно. Там формат дискуссий, монологов, примерно 40% одиозных.
— То есть на сегодняшний момент нет плей-листа?
— Конечно нет, что вы. На сегодняшний момент даже бюджет толком не сформирован, чтобы делать плей-лист. Чтобы он был — надо соразмерить возможности канала, его бюджет, обрести понимание того, как все это будет происходить.
— Для кого этот канал, кто составляет его аудиторию и почему он так нужен?
— Думаю, канал нужен, чтобы аудитория, а под этим понятием мы как раз и подразумеваем общество, могла разобраться, что происходит. Это первая задача. Не агитировать, не вести за собой, а просто помочь разобраться, что есть правые, левые, красные, желтые и голубые. Это не политические доктрины, а человеческие убеждения. Это объективный канал, который предоставляет свою площадку всем, кто согласен заранее следовать определенным законодательным актам (имею в виду закон о СМИ), и им есть, что говорить — не кричать, а говорить.
— Член Совета по Общественному телевидению Владимир Соловьев считает, что, если нет динамики и эмоций, канал вряд ли будут смотреть с большим интересом.
— Просто люди привыкли к Соловьеву, у которого есть такие программы. А я вам могу сказать, что можно точно так же привыкнуть к передачам, где спокойно люди разговаривают.
— На канале «Культура» спокойно разговаривают.
— Ну и что, его не смотрят? Вы считаете, 1,7% по стране — маленький объем аудитории?
— Чтобы раскрутить канал, нужно что-то придумать, что-то особенное, чего нет у других. У вас это есть?
— Первая фраза, когда я пришел на эту работу, была такая: мы что, рейтингами будем мериться? Это бессмысленно, особенно в отношении Общественного телевидения. Слава богу, от слова «рейтинг» нас освободили. Нас никто мерить не будет. Мы находимся в замечательном положении: может делать то, что нравится нам, и в чем мы сами по себе убеждены.
— Вы хотите сказать, что на вас не будет оказываться никакого давления?
— На сегодняшний момент не давили. Что будет дальше, я не знаю.
— Как готовитесь конкурировать с интернетом?
— Я прекрасно понимаю, что на сегодняшний момент 70% зрителей не смотрят ТВ, а находятся в интернете. При этом каждый день пара десятков человек заходят ко мне в кабинет и спрашивают: «Ты вчера это видел?» Я говорю: «Ты же телевизор не смотришь?» По статистике, человек проводит 27 минут в день за просмотром ТВ. Но первое, что сделает канал, появится в интернете. Не буду сейчас говорить, какие пиар-ходы мы придумаем, но то, что он придет в интернет — это точно.
— Будет интернетный канал?
— Это будет телевизионный канал, он будет фрагментарно накапливаться в базе, чтобы им могла пользоваться аудитория. Полностью ОРТ, как телевизионный канал, увидят только в день премьеры. До этого будет тестовое вещание — за 45 дней до начала. На сегодняшний момент мы говорим об охвате примерно 35 млн квартир.
— В какой степени канал сейчас «собран»?
— Если все будет счастливо и красиво, 19 октября мы, наконец, получим кредит Внешэкономбанка. Тогда мы сможем официально работать. Сейчас есть собрания, руководство, люди, которые что-то приносят. Какая-то сетка вещания приблизительная. На следующей неделе начнут появляться люди в отделе информации, потом спичрайтеры. К Новому году информационная служба будет работать.
— Есть идеи, кто будет ведущим?
— Нет. Даже если бы и были, я бы не сказал. Особенно, когда до эфира шесть месяцев.
— В чем состоит функция общественного совета или она номинальная?
— Я не могу назвать ее номинальной. Я так мог говорить раньше, но после того как побывал на совете увидел, что это заинтересованные люди со своими взглядами на то, как должно выглядеть телевидение.
— Председатель совета Олег Павлович Табаков наверняка захочет видеть на канале театральные постановки.
— А я тоже хочу видеть театральные постановки. Если в России есть 1% зрителей, которые хотят в нормальное время посмотреть спектакль, то почему они не должны его увидеть?
— Если продолжить просветительскую мысль, ОТР может служить и двигателем отечественного кино.
— Это очень большая сложность. Хорошее отечественное кино и так показывают «Первый канал», НТВ и т.д. У нас, скорее всего, будет вторичный показ, а вот как сделать, чтобы было, как у Гордона или иначе — надо думать. Меня мало интересует, что говорят продюсеры, меня больше интересует зритель — почему он не ходит смотреть наше кино. Это как раз вопрос к обществу, которое готово в Москве встречать Киану Ривза, перекрывая всю Тверскую, а в кино на наши фильмы почти не идет.
— Детские программы будут?
— Идея хорошая, но есть проблема. Мы же вещаем в блочной схеме, и если эту сетку сохранять в таком формате, часовые пояса будут не совпадать. Смотреть в Хабаровске в два часа ночи детскую программу — как-то не очень. Я вообще подозреваю, что будет много документального кино, будет много публицистики в той или иной форме. Сейчас как раз ведем переговоры с документалистами. К сожалению, хорошее документальное кино совершенно не поддается форматированию и рушит сетку со страшной силой. Но это будет обязательно. Сериалов не будет вообще. Их пока что совершенно не на что снимать. У нас пока нет своей библиотеки.
Справка «Известий»
Архипов Станислав Олегович родился 8 февраля 1958 года в Днепропетровской области; окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии; работал в главной редакции литературно-драматических программ ЦТ Гостелерадио СССР; с 1995 года — директор продюсерского центра ВГТРК; с апреля 1996-го — директор IV телеканала ВГТРК «Российские университеты», с июля 1996-го совмещал этот пост с должностью первого заместителя директора дирекции «РТВ-Фильм» ВГТРК, в 1997–1999 годах — генеральный продюсер, первый заместитель генерального директора и член совета директоров общероссийского телеканала «ТВ Центр», с 1999-го — руководитель творческих проектов фонда «Образование в третьем тысячелетии» (телеканал «Школьник ТВ»).