Нашей стране остается пожелать победы здравого смысла

7 октября в Доме музыки Владимир Кузьмин и его группа «Динамик» отметят 30-летний юбилей. В программе — песни с первых альбомов команды, не звучавшие со сцены больше двух десятков лет. Накануне юбилея Владимир Кузьмин встретился с корреспондентом «Известий».
— Сейчас принято переигрывать старые альбомы, что проделали многие рокеры — Metallica, Dream Theater. Это кризис жанра и отсутствие новых идей?
— Все в порядке с жанром. В роке возникает много всего интересного. Просто более молодым людям близки другие ритмы, нежели The Rolling Stones и Led Zeppelin. Но когда «цеппелины» собрались на знаменитый концерт на Уэмбли, туда шли и отцы и дети — музыка объединяет. Сам я недавно переслушивал «Антологию» The Beatles, до сих пор мурашки бегут.
— Что именно мы услышим?
— Упор в концерте будет сделан на первые два альбома группы «Динамик», на сцену выйдут музыканты первого состава. Есть сложности, кто-то кого-то не хочет видеть, но мы репетируем и думаем, что все получится. Многие из старых песен мы играем и на обычных концертах, но сейчас программа будет заточена под них. Программа состоит из двух отделений — в первой части ранний «Динамик», во второй — лучшие хиты: «Сибирские морозы», «Симона». Идем навстречу народу. Да, к концерту выпустим виниловую пластинку.
— Светлановский зал Дома музыки — не слишком ли «серьезно» для юбилея «Динамика»? Зал не очень рок-н-ролльный.
— Я там был на одном блюзовом концерте, действительно можно петь без микрофонов. Видимо, будем играть потише (смеется). Рок-н-ролл — не специфика зала, а состояние души, кроме того, это и возможность еще десять лет не вспоминать о юбилеях. Мы играли и на стадионах для 35 тыс. зрителей, и в цирке, где надо двигаться, чтобы не стоять ни к кому спиной. «Динамик» был в те годы приписан к Ташкентскому цирку, в графе зарплата - «кормовые» для слонов. Потом я придумал термин «музыкальный фельетон», чтобы песни «Динамика» пропустил худсовет. Фельетон — жанр для цирка вполне нормальный. Потом все запретили, нужно было петь 75% песен советских композиторов, но я в рапортичке просто подписывал свои песни — музыка Пахмутовой, слова Добронравова. Так что мы всегда веселились.
— Вас не печалит, что рок-музыка так популярна в 1980-е, сейчас востребована публикой куда меньше, чем шансон?
— Для каждой музыки и каждого проекта есть свое время. Нам было отведено то. Сейчас «Динамик» не звучит на каждом углу, но концертов у нас много, и залы всегда битком. А то, что происходит в стране, — это вопрос культуры, куда от этого деваться? Я ничем не могу помочь людям, которые слушают такую музыку. Остается только пожелать нашей стране культурного подъема и победы здравого смысла.
— В России поющих музыкантов-виртуозов сродни Марку Нопфлеру, Крису Ри, Эрику Клэптону не появилось, ниша эта так и осталась за вами.
— Немного жаль, но преемника я действительно не вижу. Жанр этот оказался невостребованным. Наверняка есть музыканты, которые играют не хуже меня, но им приходится работать по маленьким клубам и ресторанам. Шансон забил все, и люди просто не могут их услышать.
— А вы сталкивались с тем, что вашу музыку, скажем, на радио отметали как неформат?
— Мы особенно ничего не предлагаем на радио. У нас действительно неформатная музыка. В то же время региональные станции крутят нас очень активно. Я это вижу — люди знают наши песни, реагируют на концертах.
— Когда-то вы помогали в записи альбома группе «Центр», с теплотой отзывались о Майке Науменко и его «Зоопарке». Сейчас вы следите за рок-процессами?
— Надо же, я даже забыл про эту историю. Лидер «Центра» Вася Шумов — уникальный поэт. У нас было много забавных историй, и мы весело с ним чудили. Мне всегда было интересно общаться с тем же Майком Науменко. Мы с ним практически не разговаривали, все было понятно и так.
— Я слышал, вы готовите большой цикл альбомов «Эндорфин». Что это такое?
— Это будет большая работа, цикл из четырех альбомов, 52 песни, связанные одной идеей о том, что любовь спасет мир. Как сказал один мой приятель, «как будто написанные 52 разными людьми». Это лучшее, что я сочинил за последнее время. То, что люди еще не слышали. Я много слушаю техасского блюза. В последнее время увлекся индийской музыкой и на новом альбоме буду играть мантры. Все музыканты проходили через это — и The Beatles, Mahavishnu Orchestra Джона Маклафлина.
— У вас огромная коллекция гитар. Сами, как Брайан Мей из Queen, не конструируете инструменты?
— У меня 160 гитар, и я постоянно на них играю. Мы делаем гитары вместе с Дмитрием Якомульским, это гитары собственной разработки, и все равно я в них все время что-то меняю. Не коллекционирую, просто ищу новый звук.
— Много лет назад думали ли вы, что рок-н-ролл — это именно то, что случилось с вами. Ваши юношеские ожидания оправдались?
— Все очень сильно затянулось. Я думал, все что хочу, получу быстрее. Мечтал я, наверное, о другом, но я ни о чем не жалею, хотя много времени потерял напрасно.
Назад в будущее
На концерте «30 лет группе «Динамик» прозвучат песни с первых альбомов группы «Динамик-82», в том числе: «Спортлото», «На пляже», «По-прежнему вдвоем (Капюшон)», «Делай физзарядку», «Музыканты».
В первом отделении «Динамик» предстанет в практически «золотом составе» — Владимир Кузьмин (вокал, гитара), Александр Кузьмин (клавишные), Юрий Китаев (ударные). Умершего девять лет назад басиста классической ритм-секции «Сергей Рыжов–Юрий Китаев» заменит музыкант нынешнего состава «Динамика» Роман Левченко, за саксофон будет отвечать экс-музыкант «Динамика», ныне музыкант «Браво» Александр Степаненко.
Концерт продлится около трех часов и будет снят для концертного DVD. К выступлению выпущен двойной виниловый альбом «Динамик-82» в оригинальном оформлении, дублирующий кассетный магнитальбом.