Китай хочет решить конфликт вокруг Сэнкаку собственными силами


Пекин отправил к спорным островам Сэнкаку (по-китайски Дяоюйдао) два корабля администрации по контролю за морями КНР. Это произошло, как только 11 сентября стало известно, что три острова архипелага Сэнкаку были выкуплены правительством Японии у частного владельца — семьи Курихара — за $26,28 млн. Напомним, права на этот архипелаг оспаривают Китай и Япония. А сам факт национализации вызвал резко негативную реакцию китайской стороны.
Уже в понедельник к вечеру корабли вошли в акваторию спорных островов. В ответ Токио привел в боевую готовность силы самообороны, и тогда наблюдатели всерьез заговорили о возможности военного конфликта.
В китайской блогосфере появились высказывания вроде «Защитим родину, будем готовиться к войне!». Центральное телевидение Китая стало передавать в новостях прогноз погоды для Сэнкаку. Отменилась встреча главы администрации гражданской авиации Китая с губернатором японской префектуры Фукусима.
Администрация по контролю за морями КНР, она же Государственное океанографическое управление, — военизированное агентство, пользующееся поддержкой всей государственной машины. Корабли, принадлежащие этой структуре, не несут вооружения, однако любое нападение на них может быть расценено как очень серьезный вызов для всего Китая.
Посылка таких кораблей показывает, по словам китаиста, эксперта Центра анализа стратегий и технологий Василия Кашина, что Китай готов отстаивать суверенитет на архипелаг, но не хочет доводить дело до крайних мер.
— Такое действие призвано продемонстрировать, что Пекин готов решительно отстаивать свои интересы, — считает сотрудник китайского Фонда изучения мировых проблем Сунь Лихуа. — В то же время КНР не заинтересована в переходе конфликта в горячую стадию, поэтому отправленные суда не имеют вооружения и не относятся к ВМС.
По его словам, Пекин постарается использовать весь арсенал дипломатических мер, чтобы убедить Токио пойти на компромисс и избежать военного столкновения.
— Хотя не совсем понятно, что может сделать японское правительство, уже объявившее о завершении процедуры национализации? — задается вопросом эксперт.
Он также подчеркивает, что задействование различных международных механизмов в данном случае неприемлемо.
— Мы изначально выступаем против любой интернационализации территориальных споров. Кроме того, в Пекине Дяоюйдао считают своей территорией, а самостоятельная защита собственного суверенитета — вопрос чести для Китая, — объяснил Лихуа.
Против японских шагов в отношении Сэнкаку выступил и МИД Тайваня, заявивший, что собирается отозвать на родину своего представителя в Токио. Тайвань является третьей страной, претендующий на владение спорным архипелагом.
— Национализация островов не отменяет того факта, что Япония незаконно оккупировала Дяоюйдао, принадлежащие нам, — заявил президент Тайваня Ма Инцзю.
Остается вопрос, можно ли ожидать развития конфликта между двумя самыми мощными державами Азиатско-Тихоокеанского региона?
— В Китае сейчас готовятся к выборам нового генсека, и поэтому им не нужны лишние проблемы, — полагает Василий Кашин. — Поэтому конфликт перейдет в вялотекущий. Если, конечно, не будет очередной высадки на архипелаг активистов с той или иной стороны или же человеческих жертв.
Обладая правами на архипелаг, каждая из сторон может претендовать на территориальные воды, и, соответственно, на 200-мильную исключительную экономическую зону. Поскольку в 1999 году на окрестном шельфе найдены запасы природного газа, примерно 200 млрд кубометров, спор о том, кому будет принадлежать архипелаг, имеет отнюдь не академический интерес.