Владимир Лукин: «Надо освободить футбол от звероподобных существ»


— Владимир Петрович, Паралимпийские игры по сути возвращаются на родную землю, ведь именно в Англии в 1948 году состоялись первые Сток-Мандевильские игры колясочников, ставшие прототипом будущей Паралимпиады. У вас есть ощущение, что размах будет беспрецедентным по своим масштабам?
— Действительно, Игры начинались здесь, с очень малого, а теперь они без преувеличения стали важным фактором в общественной жизни всего человечества. И это замечательно! Я убежден, что соревноваться и бороться нужно именно вот таким способом, а не с помощью диких, первобытных и средневековых методов, таких как войны.
— Российская делегация в Лондоне рекордная для нашей страны по численности за всю историю участия в летних Паралимпийских играх. На что способны сейчас наши спортсмены?
— По-моему, начало получилось очень неплохим. Наша команда настроена оптимистично, спокойно, весело, радостно. Задача — бороться, честно побеждать, а где не можем честно побеждать — выступать достойно. Думаю, есть все основания предполагать, что Паралимпиада пройдет так, как мы и планируем, а от наших выступлений здесь останется хорошее впечатление.
— После Игр в Пекине прошло четыре года. Все вокруг только и говорят, что о положительной динамике. Это касается и заметно изменившегося отношения к спортсменам с ограниченными возможностями, и улучшений инфраструктуры в регионах, и увеличения выплат атлетам и их тренерам. Скажите откровенно: неужели действительно мы так продвинулись в решении этих стратегически важных вопросов?
— Изменилось главное. Еще совсем недавно достаточно было посмотреть, как участвовали наши первые команды на Паралимпиадах. Без обид: они выглядели как какое-то собрание с не очень хорошего провинциального рынка. Сейчас паралимпийская сборной России уже ничем не уступает олимпийской: и по экипировке, и по премиальным. В более широком смысле слова в последнее время появилось несколько очень качественных специализированных центров подготовки паралимпийцев, где спортсмены могут без лишней суеты и со всеми удобствами готовиться к национальным и международным соревнованиям. В планах открытие еще нескольких таких объектов в ближайшем будущем. Выделяются достойные средства. Приведу такой пример: несколько дней назад, когда я беседовал с Владимиром Путиным, который провожал нашу делегацию в Кремле, президент даже пошутил: «Впервые Лукин ни о чем не просит!». Мы просим только об одном, чтобы нас активно поддерживали на родине!
— Ожидание медалей не слишком давит на плечи паралимпийцев?
— Не стоит особенно перенапрягаться. На мой взгляд, Паралимпиада — это в первую очередь праздник для людей, у которых есть серьезные жизненные проблемы. Надо попросить их чувствовать себя именно как на празднике. Мы вот, например, поощряем даже спортсменов, занявших четвертые места. Представьте себе, ведь это же подвиг. Подвиг выйти, подвиг тренироваться, подвиг преодолевать свои болячки. Да, но это не значит, что мы не стремимся к медалям, к наградам. Уверен, они обязательно будут.
— Владимир Петрович, Олимпиада, Паралимпиада — это грандиозные фестивали, атмосфера тут праздничная, вы правы. Чего, увы, не скажешь о том, что происходит на наших футбольных стадионах. Мат, хамство, расистские выходки практически в каждом туре. Точка кипения уже близка...
— Я футбольный и хоккейный болельщик с огромным стажем. Знаете, и при этом я уже очень давно не хожу на футбол, потому что там противно. А вот если бы там не было противно, я бы на стадион ходил, как и десятки тысяч других порядочных людей с семьями и друзьями. Признаюсь, даже не сразу могу подобрать правильный термин, чтобы охарактеризовать этих людей. Они не за футболом наблюдают, они ждут только общественной реакции на хамство, провоцируют и получают от этого какое-то неведомое удовольствие. Им нравится видеть, как российские команды получают штрафы и подвергаются риску длительной диcквалификации. Надо освободить футбол от странных звероподобных существ! Этим псевдоболельщикам не место на спортивных соревнованиях. Или сперва нужно очень-очень серьезно поработать надо собой и задуматься над последствиями собственного поведения. Посмотрите, как болеют за наших спортсменов-паралимпийцев, когда они выступают, причем независимо от того, в какой стране мира это происходит. Как дружески публика относится ко всем без исключения, насколько люди осознают само понятие «паралимпийская семья». Вот к чему нужно стремиться.