Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 47 БПЛА над регионами России
Мир
Трамп лишил Камалу Харрис и Хиллари Клинтон доступа к секретной информации
Мир
СМИ узнали о тревоге союзников США на фоне изменения внешней политики Трампа
Мир
В Германии предложили отменить пособия для украинских беженцев
Мир
The Daily Mail сообщила об эпидемии высокоинфекционной чесотки в Великобритании
Мир
В Братиславе прошел крупнейший антиправительственный митинг на 10 тыс. человек
Мир
CNN сообщил об экстренной разработке в США системы ПРО «Золотой купол»
Общество
Россиян предупредили о начале сильной магнитной бури 23 марта
Армия
Потери ВСУ на курском направлении за сутки составили более 200 военных
Спорт
Канадец Ливо установил рекорд по числу голов за один регулярный чемпионат КХЛ
Мир
СМИ сообщили о желании Франции применить мощный торговый инструмент ЕС против США
Мир
В МИД РФ выразили обеспокоенность ростом числа участников учений НАТО в АТР
Мир
На Украине сообщили о захвате раскольниками храма УПЦ в Киевской области
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
Politico сообщило о беспокойстве в ЕС из-за больших расходов Германии
Мир
Уиткофф назвал территории ключевой проблемой урегулирования конфликта на Украине
Политика
Депутат предложил отменить критерии нуждаемости для многодетных при получении льгот

Ветряная посевная

Журналист Леонид Злотин — о том, к чему привело встраивание руководства РПЦ в государственную номенклатуру
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Был в советские времена анекдот о споре батюшки местного прихода с секретарем райкома. Весь пересказывать не стоит, но вот пример диалога из окончания истории: «Не дадите монахов на уборку картошки — не дадим пионеров для церковного хора. — А мы тогда не дадим мирянок, встречать делегацию уругвайских коммунистов. — Что? Мирянок не дадите на встречу? Положишь партбилет на стол».

Сегодня ситуация вовсе не анекдотическая и совсем невеселая. По большому счету обсуждать проблемы, возникшие между некоторыми представителями МП РПЦ (о Церкви и Вере говорить не будем вообще — это дело частное и интимное) и некоторой же частью гражданского общества, необходимо вовсе не из желания нарушить установленные законом границы между государством и Церковью. И уж тем более не из желания обнародовать в чужом монастыре свои представления о том, что нас не касается.

Просто появилась еще одна линия вероятного раскола в обществе, которое и без того совсем уже не едино. И как каждое новое противостояние, оно увеличивает вероятность новой смуты в той или иной форме. Не будем оценивать, насколько такова вероятность реальна и какой тяжести смуту может внести новый раскол. Понятно ведь, что никакой не надо — ни большой, ни маленькой. В России с тормозами всегда не получалось.

Совсем неважно, чем руководствовались — не знаю, как бы помягче назвать, — пильщики крестов, последователи киевских девиц. Возможно, это воинствующий атеизм, возможно, страсть к подражательству, а возможно, и результаты неуемной политтехнологической деятельности. (Во всяком случае такая версия дурацкого поступка киевских акционисток обсуждалась в интернете.) В любом случае такое деяние должно наказываться в соответствии с законом. Если пока нет адекватной такому проступку нормы — возможно, стоит рассмотреть вопрос о ее введении. Но одновременно стоило бы исключить породивший главный скандал этого лета термин о мотивах. Это понятие фактически недоказуемо при отсутствии признания. И очень тщательно подойти к разъяснениям того, что может и что не может считаться разжиганием розни. Потому что именно от этих сомнительных норм и получилась сомнительная правоприменительная практика. В результате начало складываться новое противостояние, уже никак с избирательной системой и сложившейся экономической коррупционной моделью не связанное.

Православные дружины в ситуации очень серьезных проблем с межнациональными отношениями — еще одно, совсем ситуацию не сглаживающее обстоятельство. Не говоря уже о том, что история государства Российского нового времени прямо связывает такие организации с малоприятным словом погром.

Длительное встраивание руководства РПЦ в номенклатурную систему государства, стремление к усилению своего влияния в областях, скорее сугубо материальных, привели к тому, что Церкви стали присущи некоторые приемы, прежде используемые только властью светской.

В частности, прежде мобилизационная идеология была прерогативой государства — мы в кольце врагов, поэтому какие тут демократические процедуры и свободная конкурентная экономика. Теперь эту полезную технологию озвучивают, в частности, о. Чаплин: нападки на Церковь, вандализм, уничтожение святынь. В общем, вставай, народ православный, на защиту. А протоиерей Дмитрий Смирнов сравнил людей, спиливших поклонные кресты, с террористом Андерсом Брейвиком, а акцию Pussy Riot — c залпом «Авроры». Действительно, чего уж тут мелочиться. А кто не c нами, тот, понятное дело, против нас. Ну и далее как обычно. Кому теперь дело до скандалов, связанных с представителями Церкви, постоянного стремления некоторых ее руководителей и спикеров использовать административный ресурс, и не оставляющих попыток преодолеть границу светского и церковного. А также до батюшек-любителей прокатиться с ветерком на BMW или Mercedes с попутным устройством дорожной аварии. Какие тут претензии — враг у ворот. 

Поэтому из действительно отвратительных историй с крестами делаются выводы апокалиптического масштаба. И следует мобилизационный призыв к защите православия от кощунников и кощунниц. Проблема в том, что защита веры в истории всегда сопровождалась войнами, кострами и погромами. И, к сожалению, виноватых, как водится, определяет не независимое судебное расследование и состязательное судебное состязание, а политическая целесообразность, или, что еще хуже, сами себя назначившие «судьями» активисты-дружинники. Которые вместе с неплохо вооруженными южными землячествами, крайними фанатскими и просто молодежными группировками, а также вольными в своих поступках разнообразными правоохранителями, безусловно, усилят стабильность и порядок и в без того достаточно нагретом обществе.

Вот почему эти церковные вроде бы проблемы серьезно затрагивают и все общество, а потому они могут и должны быть предметом обсуждения и поиска совместного приемлемого решения.

А кресты (равно как и другие религиозные предметы) трогать нельзя независимо от того, православный он, или униатский, или католический. Это понятно и безо всякого обсуждения, из того простого соображения, что человек существо моральное. Во всяком случае, должен быть таковым.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир