Владимир Стрельченко: «Никто на меня не давил»


Мэр Химок Владимир Стрельченко заявил в интервью корреспонденту «Известий» Светлане Субботиной, что решение об отставке принято им давно, оно было взвешенным, без давления извне, и продиктовано новым предложением о работе.
— Говорят, что после разговора с губернатором Сергеем Шойгу вы написали заявление об уходе.
— Как принял решение, так и написал заявление. Никто на меня не давил, у меня есть новое предложение о работе. Пока не могу сказать, куда меня пригласили, чтобы не сглазить. Когда назначат день выхода на новое место, вы первыми об этом узнаете.
— Какие у вас сложились отношения с новым губернатором Сергеем Шойгу?
— У нас служебные отношения. Я с уважением к нему отношусь, я много лет видел, как он работал, наблюдал, как развивается Академия МЧС. Московская область будет развиваться и дальше под его руководством. Он много делает. Я надеюсь, что МО не остановится в своем движении.
— Вы сегодня работаете последний день. Удалось познакомиться с вашим преемником? Какое он оставил впечатление?
— На мое место рекомендовали бывшего заместителя губернатора Тульской области Олега Шахова. Сейчас мы с ним обедаем. Впечатление на меня произвел хорошее — он рабочий человек. Профессионал. Я девять лет проработал на этом посту. Надо дать дорогу другим людям, может, у них лучше получится.
— Ваша команда, ваши замы останутся работать или уйдут вместе с вами?
— У меня нет команды, кроме моей семьи. По замам будет решать новое руководство. Люди сами примут решение, остаться или уйти. Однако хочу поблагодарить всех, с кем работал. Мы очень много сделали. Химки выдвинуты на соискание лучшего города по благоустройству. Мы ежегодно занимаем первые места в Московской области, а теперь, возможно, будем первыми и по России.
— Ваш опыт в ЖКХ будет востребован?
— Надеюсь. Но то, что сейчас происходит вокруг моей персоны, можно охарактеризовать как «слишком много негатива». Хотя я приглашаю всех в город, приезжайте и посмотрите. Уверен, что у вас останется хорошее впечатление. Конечно, в любом месте есть люди, у которых отличное мнение от остальных. Их сейчас модно называть оппозицией. Но пусть приходят и хоть что-то сделают. У них есть шанс выиграть на выборах и предложить другой путь развития города. Посмотрим, что у них получится. Критиковать — не работать.
— Вы сами затронули вопросы об оппозиции. Какую роль в вашей отставке сыграла защитница химкинского леса Евгения Чирикова?
— Чирикова не является оппозицией, она даже не живет в нашем городе. Она житель Москвы, а не Химок, об этом почему-то никто не говорит, просто сняла тут квартиру. Евгения делает пиар на проблемах нашего города. Я пообщался с ней несколько раз, могу сказать, что она довольно мило ко мне относится и никаких вопросов ко мне у нее нет. А говорить можно всё что угодно. Но она хорошая мать, у нее двое прекрасных детей.
— Вы хотите сказать, что женщине не место в политике и ее задача только заниматься воспитанием детей?
— Нет, я хочу сказать о другом. Те, кто не могут руководить, занимаются политикой. Помните, Ленин боролся за благосостояние трудящихся и колхозников. И что, сейчас они живут лучше всех? Обещания политиков далеко не всегда воплощаются в реальность. А жизнь расставляет всё на свои места.
— Говорят, что ваш уход связан с нерешенной проблемой дольщиков.
— Кому-то выгодно мой уход представить в таком свете. У нас эти проблемы решаются. Дольщики крупнейшей в России стройки, брошенной инвестором, «Звезда России», а это более 2 тыс. человек, уже получили жилье. Две недели назад еще 120 человек въехали в новые квартиры. Осталось 450 человек дольщиков. Еще год-полтора — и эта проблема закроется. Это чисто технический момент. Был, например, случай, когда на левом берегу города пришлось дом разбирать, построенный до 9-го этажа. Потому что был сделан с техническими нарушениями. Дом — не шалаш, прежде чем достраивать, нужно обследовать фундамент, прочность постройки и т.д. Это проблема больше законодательная.
Я горжусь, что нам удалось разрешить вопрос дольщиков. Хотя и считаю, что это не наша проблема. Фирма в Москве торгует квартирами, проводит мошеннические схемы, продает жилье на территории Химок, при чем тут мы? Да, у нас есть затяжка в строительстве. Но и тут вопросы решаются. Это беда скорее лежит в законодательном русле.
— Кроме дольщиков, какие еще проблемы, на ваш взгляд, удалось решить в городе?
— Помните момент, когда по Ленинградке невозможно было проехать ночью — столько было девушек легкого поведения. А сейчас этой проблемы в Химках нет.
В этом году наконец-то закрыта свалка, работавшая с 1970 года. Начала строиться скоростная дорога, которая разгрузит Ленинградское шоссе.
— Вы имеете в виду на месте Химкинского леса?
— Нет такого названия «Химкинский лес». Это федеральные леса, принадлежащие Российской Федерации, она ими распорядилась. Почему-то про минский лес никто не говорит, когда минскую трассу расширяли. Этот пиар-ход, который придумала Женя (Чирикова. — «Известия») и зарабатывает на этом деньги. Она молодец, талантливый человек, ей, наверное, надо работать в пиар-компании. Самое главное, что журналисты ее поддерживают. Вот вы Чирикову знаете, а не знаете, кто строит эту трассу. Кто реально делает, потеет. А вот кто пиарится — все его знают. Разве это не абсурд? Раньше, когда включали программу «Время», мы все знали, сколько надоено молока в стране и собрано центнеров злаков с одного гектара. Вы вот не спросили про ветеранов, а про Чирикову спросили. А дороги — это будущее любого государства, а не пиар-кампании, которые уходят в небытие.
— Вам есть чем гордиться?
— Например, строительство стадиона на 20 тыс. человек, в России таких спортивных сооружений единицы, а также создание баскетбольного центра, который был создан усилиями Московской области. Наша команда привезла четыре бронзовых медали с последней Олимпиады. Вот это вызывает чувство гордости. Не могу не вспомнить о футбольной команде Химок, которая играла в высшей лиге. К сожалению, для дальнейшей спортивной карьеры не нашли инвестора, но мы были в высшей лиге.
Я горжусь всем, чего удалось достигнуть. Я по первому образованию учитель истории и обществоведения. Мне очень жаль, что мы не чтим свою историю, не видим ее. За время моей работы, в городе открылось 18 памятников. И один из них — в парке Толстого — площадь СССР. Когда я вышел с таким предложением, мне все говорили — что ты делаешь, сейчас набегут оппозиционеры и будут тебя топтать. Но я сознательно это сделал, мы должны историю помнить. Была такая страна, и потомки будут долго-долго вспоминать, где они родились. И нечего этого стесняться.
В культурном плане мы сделали очень многое: мы возродили скверы в городе, парки.
Мы построили много школ, первыми начали строить детские сады. У нас нет долгов в городе. Мы закрываем профицитный бюджет уже последние четыре года. Мы начинали бюджет в 1,5 млрд рублей, а оставляю город с бюджетом порядка 6 млрд. На 13% опережаем прогнозные показатели, на 113% — выполнение бюджета.