Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Лавина сошла на дорогу в центре Петропавловска-Камчатского
Общество
В Приморье полицейские предотвратили наркоторговлю на территории колонии
Общество
Прокуратура Кубани начала проверку после нападения собак на подростков
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 28 украинских БПЛА над регионами России
Спорт
Нападающий клуба НХЛ «Филадельфия» Мичков набрал 50-е очко в текущем сезоне
Мир
В Париже пройдет суд против Жерара Депардье по делу о домогательствах
Политика
В Совфеде назвали демилитаризацию Украины объективной необходимостью
Общество
Число погибших при столкновении автобуса и грузовика в Крыму выросло до пяти
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 24 марта
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Политика
В Госдуме предложили дать молодым родителям набор необходимого для новорожденных
Армия
Расчеты «Ланцетов» уничтожили танки Leopard ВСУ на красноармейском направлении
Мир
WSJ узнала о расширении Израилем операций в Газе ради давления на ХАМАС
Мир
Трамп выразил недовольство своим портретом в галерее портретов президентов США
Происшествия
В Бурятии ввели режим ЧС из-за размытой паводком дороги
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Общество
ФСБ задержала работавшего на Киев сотрудника контрольно-надзорного органа РФ

Дневник Нижинского спели, станцевали и сплясали

На фестивале в Брегенце показали оперу-балет о русском танцоре
0
Дневник Нижинского спели, станцевали и сплясали
Фото: Bregenzer Festspiele/Karl Forster
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На фестивале в австрийском Брегенце состоялась премьера оперы немецкого композитора Детлефа Гланерта «Дневник Нижинского». Она написана для двух певцов, двух актеров и двух танцоров. Оркестр из 14 инструментов представляет собой непривычную смесь барочных и современных инструментов, от гамбы и блокфлейты до электрогитары и синтезатора.

Либретто Каролин Ситтиг построено на дневниковых записях Вацлава Нижинского 1919 года, сделанных с 19 января по 4 марта. В январе того года великий танцор в последний раз выступил на публике — в одном из отелей Санкт-Морица, для случайного круга приглашенных. Весной с диагнозом шизофрения Нижинский попал в больницу и большую часть оставшейся жизни провел в клиниках и санаториях.

Причина заболевания долгое время была темой для обсуждения балетоманов всех континентов. Многие спешили винить в болезни Дягилева, чьи отношения с его главной звездой «Русских сезонов» складывались непросто. Молва приписывала разрыву с великим импресарио (тот буквально выгнал Нижинского из труппы, едва тот объявил о своей свадьбе с венгерской поклонницей) все бедствия, обрушившиеся на психику гения танца. При этом как-то забывается, что в роду Нижинских психические проблемы преследовали многих. Странностями отличался отец, а родной брат психически заболел задолго до Вацлава.

В опере имя Дягилева часто выкрикивается со сцены одним из актеров. Текст дневника все шестеро читают то по очереди, то вместе, перебивая друг друга. Все шестеро представляют главные сценические жанры — Театр, Балет, Оперу. Но действия как такового нет, содержание «Дневника» сводится не столько к словам (местами визионерский, а местами бессвязный текст все же лучше воспринимается глазами, чем на слух), сколько к музыке. Она иллюстрирует историю не столько отдельных записей, сколько нарастающей болезни. Режиссер Розамунд Гилмор — сама бывшая танцовщица, она хорошо чувствует ритм. Благодаря постановщику идущий почти два часа спектакль похож на одно непрерывное — то замедляющееся, то убыстряющееся — движение.

В постоянном движении и декорации. Художник Никола Райхерт уставил сцену бесконечными бело-серыми чемоданами и дорожными сундуками. Они то взмывают вверх, то группируются в центре сцены. В них — костюмы, столь похожие на костюмы самого Нижинского из его хрестоматийных балетов, которые он ставил сам («Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна») или в которых участвовал.

Из этих же балетов взяты и классические жесты Нижинского, которые повторяют танцовщики Илья ван ден Бош и Даниэль Моралес Перес. Эти жесты известны сегодня благодаря фотографиям и многочисленным рисункам, запечатлевшим танцора. Киносъемок с ним почти нет. 

Проблема оперы — ее либретто, практически дословно воспроизводящее текст Нижинского. Доверие к слову оборачивается полным отсутствием драматургии. «Дневник» можно назвать «лирическими сценами». Конфликты спрятаны вглубь текста и музыки столь глубоко, что вытащить их может лишь знаток биографии Нижинского. Всем остальным достается музыкальный анамнез. Хорошо это или нет — сводить биографию гения к истории его болезни? Ответ зависит от того, чем именно интересно искусство.

52-летний Гланерт, учившийся, в частности, у Хенце и обожающий при этом Малера и Равеля (а в «Дневнике» почитающий и Шенберга), — один из самых востребованных композиторов современности. Его музыка звучит на всех континентах, в качестве почетного гостя-композитора его приглашают к себе крупнейшие оркестры и фестивали мира.

В этом году Гланерт стал одним из главных действующих лиц и фестиваля в Брегенце. На Боденском озере прошла мировая премьера его оперы «Солярис» по роману Станислава Лема, написанной по заказу фестиваля. В симфонических концертах сыграли его «Театр-бестиарий» и обработку самой длинной песни Франца Шуберта «Одиночество».

«Дневник Нижинского» — копродукция фестиваля с театром австрийского Линца, где оперу Гланерта уже показали в прошлом сезоне (ее мировая премьера состоялась в 2008 году в Ахене). Этот союз двух театров продолжится и в новом сезоне. В Линце к открытию нового здания оперы, построенному по последнему слову театральной техники, интендант Брегенцского фестиваля Дэвид Паунтни поставит оперу Филипа Гласса «Следы безумных».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир