В Европу под стук колес
Едете за границу? Первым делом, первым делом – самолеты? Ну, а… скажем, поезда – потом? Оказывается, пассажиры не столь категоричны в своем выборе. Ежегодно железнодорожный пассажиропоток из России по европейским направлениям увеличивается на 7%. Почти две трети путешественников направляются в Финляндию, остальные – в Чехию, Германию, Польшу… Особенно привлекает «евротрип» на поезде Москва – Ницца.
Неизвестно, кто больше страдает: аэрофобы, вынужденные переступать через себя и шагать по трапу самолета, или же те, у кого каждый отпускной день на счету... в купе поезда куда-нибудь за границу. Верона, Милан, Сан-Ремо… Ницца. Царский маршрут, между прочим. Это сегодня поезд Москва – Ницца – Москва скромно пронумерован – №№ 17 и 18. А в дореволюционные времена его называли «золотым маршрутом», им следовали столичный бомонд и высокие особы. Императорская семья, к слову, нередко наведывалась этим поездом на Лазурный Берег.
Сегодня это модное ретро, которое напоминает нам об исторических традициях. Величественный поезд – конечно, с современными вагонами – вновь встал на рельсы в сентябре 2010-го, почти сто лет спустя… Появившееся еще в 1864 году сообщение Москва – Ницца накануне Первой мировой войны по понятным причинам прекратило свое существование. Кстати, первоначально отправной точкой маршрута была тогдашняя столица России – Санкт-Петербург. Кажется, именно этому поезду должна быть благодарна Ницца позапрошлого века. Бесчисленные светские рауты, покупки особняков, проигранные в казино состояния – все это «усилиями» «тех самых русских», с комфортом добиравшихся на «царском поезде» до центра, как бы сегодня сказали, европейской тусовки.
Новый виток в истории поезда – это не просто туристическая забава время от времени, а регулярное сообщение. 3318 км! Раз в неделю, по четвергам, он отправляется из Москвы, дорогу обратно состав начинает во воскресенье. История, дух Европы за окном. Но есть и свои «но» – чуть больше 50 часов в пути от столицы России до Лазурного Берега! Это в позапрошлом веке была безальтернативная роскошь, а сегодня – жизнь ускоряют самолеты…
Тем не менее предложение родилось не без спроса. «Я предпочитаю ездить на поезде, потому что боюсь летать, – рассказывает «Известиям» работающий в России репетитором итальянец Федерико, постоянный пассажир этого маршрута. – Конечно, стоимость билетов довольно высокая, в результате даже дороже, чем билет на самолет!» Но удовольствие, видимо, того стоит. Тем более что полупустыми эти поезда никогда не ходят, а в высокий сезон, в ноябре, на зимние каникулы и в теплый сезон (с мая по октябрь) к составу даже прицепляют дополнительные вагоны категории люкс. В таком вагоне – четыре двухместных купе с отдельным душем и туалетом – все блага цивилизации во время поездки. Видимо, на дороговизну именно этого вагона и уповал наш собеседник Федерико – 1050 евро за билет в одну сторону. Второй и первый класс куда дешевле – 306 и 459 евро соответственно.
«Только в июне этого года в люксе путешествовали 1100 человек. У нас практически всегда проданы 75% мест в таких вагонах, – делится информацией Вера Милевская, директор по маркетингу «Федеральной пассажирской компании». – Горнолыжники, семьи с маленькими детьми, туристы с животными – вот наши клиенты». Кстати, домашних питомцев тут можно провозить прямо в купе, без особых хлопот. Конечно, если ваша компания полностью занимает купе того или иного класса. Для семей, выкупающих люкс, действует 30%-ная скидка – одна из целого перечня, к слову.
Привлекают пассажиров, конечно, более всего не скидки, а, пожалуй, романтика и необычность маршрута. Это единственный в мире поезд, который проезжает по территории семи государств, в том числе Польши, Австрии и Италии. «Красивее направления я не видел, – признается Юрий Герасимов, проводник с почти 40-летним стажем. – Людям просто тяжело оторваться от окна. Поезд в течение 6 часов едет по берегу Средиземного моря, мы проезжаем Верону, Сан-Ремо, Монако…»
А ведь маршрут мог и не появиться в нынешнем его воплощении. Юрий Герасимов, который участвовал в презентации состава французской стороне, вспоминает: «В основном их интересовал скоростной режим: смогут ли наши вагоны идти со скоростью 200 км в час, насколько они комфортны». Как подшучивает итальянец Федерико, поезд Москва – Ницца «очень похож на европейские поезда, но, к сожалению, в плане неудобства: не сравнится с российскими поездами старого образца с просторными купе, в которых удобнее и приятнее путешествовать». Речь о 2-м классе с его тремя полками в высоту. Вера Милевская спешит порадовать будущих пассажиров: «С 2013 года в состав включат вагоны нового образца – РИЦ (RIC), с более комфортабельными купе». Аббревиатура, к слову, обозначает принятый для европейского курсирования стандарт. Вагоны будет производить Тверской вагоностроительный завод (по лицензии Alstom), в купе будет не три, а четыре полки. В первом классе в отличие от люкса нет душа в каждом купе, но есть один для всех. Впрочем, в таком вагоне не так много мест. Очередей быть не должно.
Модернизированные вагоны способны развивать скорость до 250 км в час. Но поезд и без того «спешит» во Францию – с лета прошлого года время в пути уменьшилось на 2,5 часа. «Откровенно говоря, хочется, чтобы дорога занимала меньше времени», – признается Федерико. Что, конечно, радует «неусидчивых» пассажиров, половина из которых – иностранцы. И безусловно, радует абсолютно всех путешественников появившийся в начале июля Wi-Fi на протяжении всего маршрута. Еще одно «нововведение» – к счастью, временное – касается изменения маршрута. «На территории Австрии и других стран сейчас идут ремонтные работы железнодорожного полотна, – сообщила Милевская. – До конца августа мы потеряли такие значимые станции, как, например, Инсбрук, Бреннеро, Больцано. Туда ездили многие пассажиры». Но в сентябре маршрут вновь станет привычным.
Ездили – знаем
Юрий Шлыков, заслуженный артист РФ, профессор Театрального училища им. Б.В. Щукина:
Еще в детстве я слышал, что есть в поездах такие сказочные вагоны с душем и туалетом. Это была моя мечта! И тут мне говорят, что сказка стала былью. Мы с женой узнали, что в Ниццу из Москвы ходит такой чудо-поезд, и купили билеты. Эта поездка нас просто поразила.
Подходим к вагону: стоят два вышколенных проводника, одетых в серые костюмы с красными галочками, – выглядят, словно из какого-то мультфильма! Купе потрясающее: дизайн, зеркала, шкафы, двуспальные кровати… Белье чистейшее, все застелено. В купе все удобства – что меня поразило, и в комнате, и даже в душе есть кнопка вызова проводника! Хотите завтрак? Пожалуйста. Приносят молниеносно. И что немаловажно, нет у проводников вот этих вечно жадных глаз! Где таких проводников набирают?..
Но самое главное – тишина. Не слышно шума поезда, вагоны оснащены амортизаторами. В вагоне всего четыре купе, есть бар. На каждой остановке проводники сообщают, где мы, желаете ли прогуляться.
И кстати, никаких сложностей с пересечением границы. Разве что украинцы излишне официальны и строги, а границу Белоруссии, шенгенских стран мы проходили деликатно, даже с анекдотами.
Питание – это отдельная тема. Сначала предлагали чешское меню – потрясающе свежие мясо и выпечка! Потом принесли русские блюда: вошла милая женщина, принесла такой борщ, как будто она сама его готовила! Очень хорошая сервировка, накрахмаленные салфетки, обед накроют там, где пожелаете – хоть в купе, хоть в ресторане, хоть на крыше!
Я никогда не боялся самолетов, но надо долго добираться до аэропорта, там тебя раздевают, осматривают, обглядывают, и в пути ничего не видишь, кроме неба. Нет ощущения пространства! Чувствуешь себя словно вещь, которую погрузили на борт и перебросили из одной точки в другую. В поезде же ощущается именно путешествие: разные остановки, города, страны, люди, общение, мечтательность, разговоры... Поезд дает ощущение движения по миру. И начинаешь отдыхать не по прибытии, а с момента самой посадки в поезд.
Мы с женой решили, что еще раз поедем на поезде во Францию. Хотим взять детей и нашего фокстерьера Бусинку. Обычно в поездах проблемы с собаками, а здесь нам сказали, что можно, главное, чтобы были все нужные справки! Хочу, чтобы таких вагонов было больше, на разных маршрутах, и на внутренних тоже. Например, в поездах на Байкал, на Дальний Восток. Мы же с вами своей страны не знаем, потому что привыкли к вонючим поломанным вагонам и вечно недовольным проводникам. Если бы по нашей стране ходили такие вагоны, я уверен, что россияне больше бы путешествовали по своей стране и оставляли деньги здесь, а не за границей.