Билет? Сию секунду!


До конца текущего года «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) собирается запустить онлайн-продажу билетов пригородного сообщения. Начать перевозчики планируют с абонементов на месяц.
Вскоре после запуска услуги станет доступной продажа абонементов и с другим сроком действия. Их можно будет оплачивать на сайте (ЦППК выбирает домен из имеющихся), продлевая таким образом транспортную карту, сообщил «Известиям» Вадим Ампелонский, пресс-секретарь ЦППК. Тип бесконтактного проездного, равно как и размер инвестиций в проект, компания на данный момент назвать не готова. Продажа билетов на одну-две поездки в Московской области – также ближайшая перспектива.
«К концу августа мы планируем оценить технические возможности – свои и сторонних дистрибьюторов», – называет сроки Ампелонский, уточняя, что, возможно, будет проведен конкурс, по результатам которого определится пул партнеров. Собственный или сторонний канал продаж проездных документов заработает ближе к Новому году. Сегодня оплатить проезд в интернете могут лишь пассажиры областных экспрессов, которые пользуются сервисом на сайте РЖД. К слову, первыми продавать в интернете билеты на электрички начали свердловские железнодорожники. С августа 2010 года этот сервис стал доступен для пассажиров семи пригородных поездов повышенной комфортности, которые курсируют между Екатеринбургом, Каменск-Уральским и Нижним Тагилом, а также между Тавдой и станцией Устье-Аха.
На вопросы о возможности покупки билетов с помощью NFC-технологий и использовании QR-кодов для прохода через турникет в ЦППК отвечают пока скептически. NFC-модулем оснащено всего несколько (причем дорогих) моделей коммуникаторов, представленных на российском рынке. Сейчас, считает Вадим Ампелонский, эта технология просто не будет массово востребована. Использовать же QR-коды может любой пассажир с коммуникатором. Например, избавлены от необходимости распечатывать купленные онлайн билеты пассажиры «Аэроэкспрессов», которые вместо «бумаги» прикладывают маркированное QR-кодом письмо на экране смартфона.
И все же мобильные технологии должны прийти на помощь пассажирам пригородных электричек. «Это поможет ускорить процесс приобретения билетов непосредственно на станциях, сократить очереди в пиковые часы, – отмечает Лев Рузавин, эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок ИПЕМ. – Риск потери или порчи проездного документа значительно уменьшится». По мнению собеседника «Известий», до конца 2013 года в вагонах должны появиться бесплатный Wi-Fi и система мобильной оплаты проезда. Нововведения будут протестированы на начальном этапе в пригородных поездах с большим пассажиропотоком, в электропоездах с ускоренным графиком движения (например, в «Спутнике», курсирующем в Москве и Московской области).
На этом онлайн-нововведения в части обслуживания пассажиров железных дорог не заканчиваются. В 2012 году в РЖД планируют запустить такую услугу, как возврат стоимости билетов на поезда дальнего следования, купленных в интернете, в режиме онлайн. Сегодня же, чтобы сдать проездной документ, пассажиру приходится обращаться в кассу перевозчика лично. Точные сроки появления новой услуги пока не называются. «До конца осени», – прогнозирует Александр Леденев, замначальника управления организации продаж «Федеральной пассажирской компании». Как и прежде, к оплате принимаются только карты VISA и MasterCard/Maestro. «На данный момент сервис находится в закрытом тестовом режиме», – констатировал Леденев.
Отвечая на вопрос «Известий» о развитии прочих онлайн-сервисов, представитель РЖД сообщил о дальнейшем совершенствовании услуг по продаже электронных билетов. Вообще, безбумажный проезд должен стать нормой. Осенью на всех проездных документах (традиционных бланках и тем более электронных билетах) появятся те самые QR-коды. В дальнейшем все поезда оснастят сканерами, которые будут считывать всю информацию о поездке пассажира с бумаги или экрана мобильного телефона. «У нас более 25 тыс. вагонов, – поясняют железнодорожники. – Потребуется большой объем инвестиций в проект, который планируем завершить в 2014 году». На данный момент опытная эксплуатация проходит на поезде № 45 Москва – Воронеж. Проблема внедрения связана с большим количеством станций в России, да и зона покрытия интернетом, по крайней мере стабильным, есть не на всей территории страны. А сканерам нужен постоянный онлайн-доступ к автоматизированной системе контроля пассажиропотока.
Для сравнения: в Германии около 25–30% билетов на поезда – электронные. В России сейчас онлайн покупается чуть больше 13%. «Каждый год наблюдается прирост интернет-продаж, где-то 2%, – констатирует Леденев. – Скажу, что за 6 месяцев этого года мы продали электронных билетов столько же, сколько за весь 2011 год». Сегодня электронные билеты можно купить на все поезда дальнего следования в России, а также в сообщении с Финляндией, Германией, Чехией и Францией. С мая онлайн-покупателям предоставляется скидка в размере 5%, за счет чего продажи электронных билетов в первом полугодии этого года выросли в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Пассажиры, прошедшие электронную регистрацию на сайте РЖД, посадку в поезд могут осуществить как по посадочному купону и документу, удостоверяющему личность, так и только по паспорту. Кроме того, контрольный купон электронного билета – это финансовый документ, который теперь принимается бухгалтерией. Ранее для отчета нужно было оформлять традиционный бланк в кассе перевозчика.
Еще одна давняя задумка РЖД – сделать терминал покупки билетов с оплатой в том числе электронными деньгами. «К сожалению, пока остаются технические ограничения, а также сложности с налоговой отчетностью», – признался Александр Леденев.