Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Общество
Вся актуальная информация по коронавирусу ежедневно обновляется на сайтах https://стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф
Мир
Песков раскрыл подробности переговоров Путина с премьер-министром Израиля
Мир
В МИДе заявили об ожидании от талибов большего либерализма в отношении населения
Мир
Посольство не получило разрешения от Киева на посещение задержанного россиянина
Мир
Путин поздравил Мирзиеева с победой на выборах президента Узбекистана
Мир
Мэр Клайпедского района Литвы подтвердил задержание за нарушение границы России
Спорт
Черевченко покинул пост главного тренера ФК «Химки»
Авто
Tesla приостановила испытания нового автопилота
Экономика
Медианная зарплата в России выросла на 9,2%
Общество
В России за сутки зарегистрировано 37 930 случаев COVID-19
Общество
Ликсутов сообщил о бесплатной парковке с 4 по 6 ноября в Москве

Модернизация Ту-204 на грани провала

Новый самолет Ту-204СМ, вопреки заявлениям властей, еще не сертифицирован, а авиакомпания Red Wings, главная надежда производителей, может отказаться от покупки
0
Модернизация Ту-204 на грани провала
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В январе вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял о том, что уже этим летом самолет Ту-204СМ сертифицируют и начнут серийно производить. Модернизированный Ту-204 должен дополнить в линейке современных российских лайнеров Sukhoi Superjet — оба относятся к среднемагистральным. Но, как выяснили «Известия», Ту-204СМ до сих пор не сертифицирован, а конкуренты наступают ему и «суперджету» на пятки.

Госконтракты разорваны

В декабре 2008 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заключила госконтракты с Минпромторгом на доработку Ту-204-300, глубокую модернизацию самолета Ту-204 (до Ту-204СМ) и усовершенствование Ту-204/214 на общую сумму 3,65 млрд рублей. ОАК также занималась привлечением и внебюджетных инвестиций — в итоге в 2008–2010 годах на эти работы направлено 7 млрд рублей. При этом госконтракты, как сообщила в недавнем отчете Счетная палата, были расторгнуты с нарушением закона — за несколько дней до истечения срока работ.

— Общая стоимость не выполненных по двум государственным контрактам сертификационных работ, летных и наземных испытаний по самолету Ту-204СМ составила 174,2 млн рублей, что может задержать реализацию проекта глубокой модернизации самолета Ту-204 (Ту-204СМ), — говорится в материалах Счетной палаты.

Источник на рынке пояснил «Известиям», что такой досрочный разрыв контрактов мог быть связан с отсутствием твердых заказов на самолет. Однако и сейчас спрос на самолет остается под вопросом.

Red Wings может отказаться от покупки

На авиасалоне «Фарнборо-2008» российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) подписала контракт с ОАК на $1,5 млрд на поставку 31 самолета Ту-204СМ в 2010 году плюс опционы. В числе конечных клиентов рассматривались российские, иранские и южноамериканские авиакомпании. «Ильюшин Финанс» подписала меморандум с российской Red Wings. Фактически перевозчик Александра Лебедева был единственным крупным заказчиком самолетов — позже стало известно, что ульяновский «Авиастар-СП» должен до 2016 года изготовить для Red Wings уже 44 самолета.

Как рассказал «Известиям» источник, близкий к Red Wings, использование Ту-204СМ было предусмотрено бизнес-планом.

— Бизнес-план не снят с повестки дня, но он и не исполняется,— говорит собеседник. — Самолеты должны были по первичному бизнес-плану прийти в 2011 году, потом в 2012 году. Теперь уже и 2012-й заканчивается, и этих самолетов нет, — пояснил источник. Новые самолеты собирались использовать для чартерных перевозок — идеологом оснащения Red Wings Ту-204СМ был глава совета директоров компании Александр Канищев, но он недавно покинул компанию. Официально в Red Wings не стали комментировать свои намерения в отношении покупки Ту-204СМ.

Как сообщили «Известиям» в ОАК, сейчас на модернизацию заключен новый госконтракт, по которому сертификация должна пройти до конца года. Когда начнется серийное производство самолета, в «Авиастар СП» и в «Туполев» оперативно пояснить не смогли.

Начальник отдела маркетинга ОАО «Туполев» Андрей Туполев также заверил «Известия», что сейчас самолет проходит сертификацию, а серийное производство Ту-204СМ начнется во второй половине 2013 года. «Сейчас всего твердых заказов где-то на 70 машин, — говорит Туполев. — Это российские авиакомпании, в частности ведутся переговоры с Red Wings», — отметил Туполев. По его словам, среди твердых заказчиков есть и иностранцы, названия компаний Туполев раскрыть отказался, отметив лишь, что среди них есть госструктуры.

Между тем Ту-204СМ догоняют западные среднемагистральные самолеты — конкуренты по соотношению цены и качества. В первую очередь это Airbus А-321 — компания планирует выпускать его с новым двигателем, и значит, все А-231 со старым двигателем, которых очень много на рынке, сильно подешевеют, говорит источник, близкий к Red Wings. По его словам, также на вторичном рынке, в частности в России, должно появиться значительное количество самолетов Boeing 757. Американские перевозчики — например, Delta Airlines — планируют со следующего года начать выводить их из своего флота, у них есть около 150 машин.

— Это самолет, на который есть запасные части, техническое обслуживание и всё, что нужно для эксплуатации, и он будет стоить $10–12 млн, пусть даже $20 млн. А Ту-204 СМ, у которого не всё здорово с запасными частями, с инженерным, летным и техническим персоналом, — $34,5 млн, — констатирует собеседник.

Туполев в ответ на это указал, что появление на рынке нового «аэробуса» и подержанных «боингов» учитывается при работе над Ту-204СМ.

— Мы отдаем себе отчет, что у нас расход горючего побольше, у нас вес побольше, что у нас (стоимость) поддержания летной годности повыше, потому что такая логистика, и так далее, — говорит представитель ОАО «Туполев». — Цена нашего самолета соизмерима со стоимостью западных конкурентов по лизинговым ставкам.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир