Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

О чем предупреждал Альберт Гор

В картине «4:44 Последний день на Земле» Абель Феррара блистательно демонстрирует свое полное бессилие
0
О чем предупреждал Альберт Гор
Кадр из фильма «4:44 Последний день на Земле». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«4:44 Последний день на Земле» Абеля Феррары с выходом в российский прокат явно опоздал. На фоне жизнеутверждающей романтической комедии «Ищу друга на конец света», выходящей тот же день, апокалипсис от Абеля Феррары выглядит изумительной демонстрацией творческого бессилия.

4:44 — это точное время, когда население Земли должно прекратить свое существование. Почти все действие происходит в манхэттенской квартире. Героев двое: она — предположительно художник, он — предположительно завязавший наркоман. Она в основном выводит красками абстрактные полотна, он, преимущественно, мечется из угла в угол, изредка разговаривая с кем-то по Skype. Еще один герой — телевизор, транслирующий потоки душеспасительного трансцендентного бреда и извергающий устами персонажей ток-шоу лишенные всякого смысла обвинения.

Алберт Гор костерит недальновидных политиков, популярный буддийский проповедник Геше Майкл Роач рассказывает о том, что ложки на самом деле нет, а Далай-лама — о деньгах, которые, в сущности, не такое уж зло. На улице так же, как всегда, гундят автомобили и кто-то иногда выбрасывается из окна. Сценарий конца света известен — он происходит каждый день.

В картине Феррары апокалипсис происходит в результате глобального потепления. Конец света наступает не как как кара небесная из «ниоткуда», а в результате беспрецедентной человеческой глупости.

Пока Сиско, герой Уиллема Дэфо, мечется по углам, как находящийся в завязке наркоман, из последних сил сопротивляющийся желанию пустить по венам спасительную дозу, его подруга Скай (Шанин Ли), сидя на полу, старательно водит красками по холсту, придумывая свою рифму грядущему концу. И перед тем, как небо над Манхэттеном окрасится в кислотные тональность апокалипсиса, на нее вдруг обрушивается вдохновение.

Апокалипсис обретает лик — это пожирающий себя змей-уроборос, древнейший символ вечности, саморазрушения и нового рождения. Действо венчает почти неправдоподобно пафосный финал, достойный полотен Роланда Эммериха.

«4:44» был задуман как пятиминутная короткометражка, в проекте, инициированном Альбертом Гором, бывшим вице-президентом США и известным «зеленым» активистом. Отсюда этот публицистический пафос, картинам Феррары вообще-то не свойственный.

Этот пафос, транслируемый в фильме электронными гаджетами, оборачивается своей противоположностью — мир за пределами квартиры кажется лишенной всякого смысла цифровой проекцией абсурда. Финал герои встречают в традиционных апокалиптических объятиях. Но, в отличии от опередившей фильм Феррары на полгода «Меланхолии» и вышеназванной комедии, этот финал никак не назовешь жизнеутверждающим. А спасительным его может назвать только изрядно исстрадавшийся зритель.

Метания Феррары похожи на констатацию бессилия. Но полную растерянность, если не сказать потерянность, он умудряется превратить в главное достоинство фильма, смешивая в своем в фирменном гремучем коктейле отчаяние, ярость, брутальную нежность, яростную сатиру (чего стоит одна только сцена скандала по Skype!) и примиряющий все и вся в правах его величество абсурд.

Он и сам не знает — молиться или любить, прыгать головую вниз или пустить по венам желанную дозу, встретить конец в блаженном забытьи или с гордо поднятой головой, сказав наркотику последнее нет. Не все ли равно? Пожалуй, только так и может выглядеть конец.

Комментарии
Прямой эфир