Мэрия создает электронный реестр качелей и каруселей
Получить разрешение на эксплуатацию аттракциона в Москве можно будет через столичный портал госуслуг. Об этом «Известиям» сообщил советник руководителя столичного IT-департамента Константин Горохов. Власти создают отдельный интернет-ресурс, где будут учтены все аттракционы в городе и собрана подробная информация об их работе.
Чтобы получить разрешение на работу аттракциона, его владельцам нужно будет отправить необходимые документы на портал госуслуг в электронном виде (либо заполнить имеющиеся на сайте формы). Эти материалы будут по интернету направляться в Спецгостехнадзор, там примут решение: соответствует ли аттракцион нормам, согласно представленным документам, заявил представитель IT-департамента.
Поступившие данные будут систематизироваться. Городские власти намерены создать масштабную базу, куда войдут данные обо всех работающих аттракционах и их операторах.
— В будущем московскую базу аттракционов соединят с федеральной, — пояснил Горохов. — Ведь аттракционы «мигрируют»: сезон в Москве закончился, и они переезжают в южные края. Чтобы не пускать владельцев по второму кругу аккредитации, будет использован общий реестр по всем аттракционам.
По словам чиновника, на портале Спецгостехнадзора уже работает в пилотном режиме опция по электронному приему документов от владельцев аттракционов. С появлением новой системы эта услуга полностью перейдет на портал pgu.mos.ru.
В столице сейчас, по данным Спецгостехнадзора, зарегистрировано порядка 1 тыс. аттракционов. В ведомстве пояснили, что во время инспекций проверяются и документы, и исправность механизмов. У аттракционов, прошедших проверку, имеется талон доступа, который могут потребовать посетители. Если владельцы карусели отказываются его предоставить — это повод обратиться с жалобой в Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ).
Между тем участники рынка сообщили «Известиям», что инициатива властей по внедрению электронного контроля аттракционов трудновыполнима.
— Многие производители аттракционов не соблюдают нормы и не снабжают аппарат полным комплектом документов, — рассказал вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Борис Рабинович.
По его словам, производители должны предоставлять три документа — паспорт, техописание и инструкции по эксплуатации. Но получить их не всегда возможно, так как аттракционы часто выпускаются полулегально. Бывает также, что информация в документах не соответствует действительности. Еще одна загвоздка, по словам эксперта, в том, что бизнесмены нередко покупают карусели за рубежом. «И получают документацию на иностранном языке, — заявил Рабинович. — Что они будут посылать чиновникам?».
Депутаты Мосгордумы тоже раскритиковали идею властей. Зампред комиссии по безопасности Сергей Гончаров пояснил, что аттракционы — не та вещь, которую можно регистрировать с помощью интернета.
— Сейчас бизнесмены в основном закупают аттракционы, списанные как старье, в других странах, — заявил Гончаров. — Их приобретают подешевле и получают за взятку разрешение на их эксплуатацию. С переводом услуги в электронный вид ситуация только ухудшится.
Создание общероссийской базы аттракционов, по мнению депутата, — положительный шаг. Но позволять московскому владельцу автоматически получать разрешение на работу в другом регионе тоже нельзя.
— Механизмы же будут заново собирать, обслуживать их станут другие люди, — предостерегает Гончаров.
Стоит отметить, что столичные аттракционы не раз становились причиной опасных инцидентов. Самый громкий скандал в этом году произошел 12 апреля в парке «Сокольники», когда двухлетний ребенок, находившийся без присмотра взрослых, по неосторожности попал под движущийся «Веселый паровозик». После этого руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков приказал усилить меры безопасности на аттракционах в городских парках.
По словам Горохова, скорее всего, столичные аттракционы будут проверять не только через интернет, но и в реальном мире.