Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ узнали о предложении политика из Нидерландов послу Франции разделить Бельгию
Общество
Фигурантам дела об экскурсии по Неглинке запросили от шести лет колонии
Мир
В Молдавии обвинили власть в пренебрежении историей перед Днем Победы
Экономика
Инноваторы с начала года подали в Роспатент более 4 тыс. заявок на изобретения
Мир
Иран выразил готовность к переговорам с Европой по вопросу вокруг ядерной программы
Экономика
Эксперт усомнилась в целесообразности штрафов за аренду жилья без договора
Мир
Президент Польши признал необходимость уступок в переговорах со стороны Украины
Авто
За минувшие сутки в России произошло 242 ДТП
Мир
Украина с июля перейдет на стандарты напряжения ЕС в электросетях
Происшествия
Женщина погибла в результате атаки дрона ВСУ по Белгородской области
Общество
Суд приговорил к девяти годам заключения наемника ВСУ из Колумбии
Мир
Захарова негативно высказалась об атаке США по нефтяному порту в Йемене
Мир
В МВФ заявили о возросших рисках для глобальной экономической стабильности
Пресс-релизы
«Волонтеры Победы» дали старт международной акции «Георгиевская лента»
Общество
Выплату участников СВО предложили распространить на выполняющих задачи КТО бойцов
Мир
AFAD зафиксировало 266 афтершоков после землетрясения в Стамбуле
Авто
Audi лишилась «колец» специально для Китая

«Орда» может стать золотой

Фильм Андрея Прошкина — главный претендент на «Золотого Георгия» 34-го Московского кинофестиваля
0
«Орда» может стать золотой
Кадр из фильма «Орда». Фото: kinopoisk.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пресс-конференция «Орды» Андрея Прошкина на ММКФ чуть не превратилась в выяснение отношений.

Картину с ходу назвали и антирусской, и богомерзкой, хотя она сделана кинокомпанией «Православные энциклопедии» и получила одобрение в патриархии. Эти ничем не мотивированные обвинения однако индексируют общее настроение аудитории, которая восприняла историческую и мифологическую картину как высказывание на злобу дня.

Алексий, известный чудотворец, отправляется в столицу Орды, чтобы исцелить от слепоты Тайдуллу, мать хана Джанибека. Если он не сможет явить чудо, монголы обещают до основания спалить Москву.

Арабовская вариация на излюбленную тему чуда как доказательства веры и спасения через страдания нарушает каноны по букве, но не по сути. И в данном конкретном случае художественная правда оказывается сильнее и правдивее любой другой.

Самое грандиозное в «Орде» то, как миф обнажает современность. Смена власти в Орде точно рифмуется с разборками сериальных братков — и не случайно появление в первой же сцене Андрея Панина, преуспевшего в ролях криминальных авторитетов. Выполнив свою функцию, он быстро исчезает, а на смену ему приходят великолепные якутские актеры, больше него подходящие на роли монгольских ханов. Но посыл понятен.

Два мира «Орды» — это Азия и Европа, православие и язычество, но порог между ними определяют не географические, не культурные и не религиозные границы: линия раздела проходит внутри каждого. Это два начала, вписанные в генетическую структуру народа и каждого человека, рожденного здесь и сформированного русской культурой.

Азиатчина, о которой говорит Арабов, — не географическое и не социокультурное понятие. Орда в картине — это мир без Бога, мир власти, построенный на насилии и беззаконии, которому не может противостоять никакая другая сила. Победить ее может лишь человек, существующий в иных системах координат, где есть Бог и есть правда. Это, в сущности, два параллельных мира: один обречен на самоистребление, другой — на вечную жизнь.

Формально картина выглядит невероятно мощно. Мир Орды, существующий на грани исторической достоверности и фантазии, придуман действительно занимательно. Этот мир родом из исторических картин Чена Кайге, шекспировских лент Орсона Уэллса, пудовкинского «Потомка Чингис-хана», а монгольский танец в финале вызывает в памяти танец опричников из «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Гениальна Роза Хайруллина в роли Тайдуллы, эдакой монгольской леди Макбет.

На ее фоне теряется даже Максим Суханов, увы, дающий «петуха» в ключевых сценах — то холеным торсом мелькнет, то сверкнет белоснежной улыбкой из рекламы зубной пасты.

Есть претензии и к эпизодам в Москве. Здесь бытовая достоверность вступает в конфликт со сказочным колоритом, выдавая на гора несколько лубочную картинку. К счастью, московские сцены занимают незначительную часть экранного времени.

«Орда» своим размахом, мастерством и цельностью высказывания заметно выделяется среди прочих конкурсных картин, и если жюри не смутят рекламные зубы Максима Суханова, она наверняка будет одним из основных претендентов на главный приз.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением