Российские моряки просят вызволить их из Конго


14 июня российский профсоюз моряков (РПСМ) направил обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой срочно вмешаться в судьбу экипажа зверобойно-рыболовного судна «Тюлень-6» из 11 моряков, которых судовладелец полгода назад бросил на произвол судьбы у берегов Конго. Люди болеют малярией, у них нет лекарств, воды, продовольствия. Транспортная прокуратура уже проверяет судовладельца «Тюленя» в Дагестане.
Как рассказали «Известиям» в РПСМ, зверобойно-рыболовецкое судно «Тюлень-6», весь экипаж которого состоит из россиян, с февраля 2012 года стоит в порту города Муанда в Демократической Республике Конго.
— Морякам не выплачивалась заработная плата с декабря 2011 года, на судне отсутствуют пресная вода, топливо, а также ограничен запас продуктов. Трудовые договоры с моряками давно закончились, однако судовладелец не обеспечивает их репатриацию в Российскую Федерацию, — рассказал «Известиям» зампред РПСМ Игорь Ковальчук.
По его словам, в мае 2012 года профсоюз собрал $1,5 тыс. на нужды попавших в беду коллег. На эти деньги было закуплено продовольствие.
— Сейчас продовольствие вновь на исходе, а морякам угрожает новая смертельная опасность — на борту свирепствует эпидемия малярии, — рассказывает Ковальчук. — Три человека уже не поднимаются, еще у троих наблюдается неизвестная инфекция.
Ковальчук отметил, что в 1990-е годы уже был случай, когда половина экипажа одного из российских судов в Африке умерла от малярии.
В российском посольстве в Киншасе «Известиям» подтвердили, что на борту судна «Тюлень-6» разразилась эпидемия малярии.
— Среди экипажа есть несколько заболевших моряков, это очень опасно, учитывая то, что моряки сильно истощены, — рассказывает «Известиям» заведующий консульским отделом посольства России в ДРК Александр Ткачев.
Российские дипломаты сейчас пытаются найти выход из создавшейся ситуации и поддерживают регулярную связь с экипажем и представителем судовладельца, который находится в Конго. Последний пытается заключить контракты с местными бизнесменами, чтобы обеспечить моряков работой, однако это ему пока не удается.
В четверг, 14 июня, представители РПСМ направили президенту Владимиру Путину обращение, в котором просят срочно вмешаться в судьбу моряков.
«В настоящее время по поступающим сведениям судно всё еще остается без работы, без воды и топлива, доставленные продукты заканчиваются, члены экипажа нуждаются в срочной медицинской помощи. На основании изложенного просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, решить вопрос о репатриации российских граждан, оказавшихся в бедственном положении за рубежом, за счет средств федерального бюджета», — говориться в письме, копия которого имеется в распоряжении «Известий».
Профсоюз обратился в Генпрокуратуру и Минтруда с требованием восстановить нарушенные права моряков.
Как выяснили «Известия», официальным владельцем рыболовного судна «Тюлень-6», водоизмещением 472 т, якобы является бизнесмен Магомед Магомеддибиров из Махачкалы. Как рассказали «Известиям» в транспортной прокуратуре Дагестана, в отношении него сейчас проводится проверка.
— Сам Магомеддибиров утверждает, что судовладельцем он является лишь формально, — сообщил «Известиям» сотрудник транспортной прокуратуры Армаил Гасанов. — Он говорит, что в прошлом году передал судно в аренду другой фирме, которая теперь несет все обязательства по заработной плате и обеспечению моряков.
Однако в РПСМ утверждают, что истинным судовладельцем является Магомеддибиров.
— У нас нет сведений о том, что судно было передано в аренду другому лицу, — заявил «Известиям» Ковальчук. — Трудовые договоры моряки с «Тюленя-6» заключали с Магомеддибировым, который выступал в роли нанимателя.
Ковальчук не понимает, для чего судовладелец отправил зверобойно-рыболовное судно к берегам Конго.
— Это судно приспособлено только для боя тюленей и добычи кильки прожекторным способом, — говорит Ковальчук. — В тех широтах для судна такого типа работы нет.
По словам морского эксперта Михаила Войтенко, государство часто оставляет моряков в беде.
— Вызволять из-за границы наших сограждан дипломаты начинают только после громких скандалов. Хотя МИДу должны выделяться деньги на помощь россиянам в экстренных случаях, — говорит он.
По словам Войтенко, государство могло бы спокойно репатриировать моряков за свой счет, после чего взыскать деньги с нерадивого судовладельца.